г. Тюмень |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А46-28459/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение от 09.11.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н, Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-28459/2012 по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области "Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа" (646178, Омская область, Любинский ройон, село Любино-Малороссы, улица Школьная, 1А, ИНН 5519006927, ОГРН 1025501703754) к Территориальному отделу надзорной деятельности Любинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Свиридов И.Н. (доверенность от 26.11.2012).
Суд установил:
Муниципальное казенное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области "Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа" (далее - образовательное учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Любинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - отдел надзорной деятельности) о признании незаконным и отмене постановления от 10.09.2012 N 231 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 09.11.2012 Арбитражного суда Омской области требования заявителя удовлетворены.
Постановлением от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отдел надзорной деятельности, ссылаясь на обоснованное привлечение образовательного учреждения к административной ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвовавший в судебном заседании представитель отдела надзорной деятельности Свиридов И.Н. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы отдела надзорной деятельности и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной отделом надзорной деятельности проверкой установлено, что, в образовательном учреждении, расположенном по адресу: с. Любино-Малороссы, ул. Школьная, 1а, в нарушение правил пожарной безопасности ширина эвакуационного выхода из актового зала в коридор и на наружную лестницу менее 1,2 метра.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом отдела надзорной деятельности составлены акт от 03.09.2012 N 149 и протокол от 03.09.2012 N 231, на основании которых вынесено постановление от 10.09.2012 N 231 о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с выводами надзорного органа, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.09.2012 N 231.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что директор образовательного учреждения Сабранская Г.Ф. неоднократно обращалась в Центр эксплуатационно-хозяйственного обеспечения учреждений в сфере образования Любинского района с письмами об оказании содействия по выполнению требований предписания отдела надзорной деятельности об увеличении ширины эвакуационного выхода из актового зала в коридор и на наружную лестницу, на которые получила ответ начальника Управления образования Любинского муниципального района Омской области о том, что до 08.08.2012 за счёт средств федерального бюджета (по программе модернизации образования) будет осуществлена установка противопожарных люков, а за счёт средств муниципального бюджета - расширение дверных проёмов в актовом зале.
Принимая во внимание, что образовательным учреждением заблаговременно приняты все необходимые меры по выполнению предписания отдела надзорной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.11.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-28459/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Принимая во внимание, что образовательным учреждением заблаговременно приняты все необходимые меры по выполнению предписания отдела надзорной деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2013 г. N Ф04-1223/13 по делу N А46-28459/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9895/13
18.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9895/13
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1223/13
27.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10675/12
29.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10675/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-28459/12