г. Тюмень |
|
6 марта 2013 г. |
Дело N А27-14948/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14948/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании незаконным решения и предписаний.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Угольная компания "Северный Кузбасс" (652427, Кемеровская область, г. Березовский, ул. Матросова, 1, ОГРН 1094250000327, ИНН 4250005979).
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Юферов С.А. по доверенности от 28.12.2011 N НЮ-16/314 и Журевич В.Н. по доверенности от 19.07.2012 N НЮ-66/313.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее по тексту - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Кемеровской области) о признании недействительными решения от 13.07.2012 и предписаний от 13.07.202 N N 1, 2 по делу N 36/А-10-2012.
Решением от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Кемеровской области просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение.
Податель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, что привело к вынесению незаконных, необоснованных и подлежащих отмене судебных актов.
Антимонопольный орган полагает доказанным факт необоснованного и непредусмотренного федеральным законодательством уклонения ОАО "РЖД" от заключения договора на организацию перевозок грузов поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, с открытым акционерным обществом "Угольная компания "Северный Кузбасс" (далее - ОАО "УК "Северный Кузбасс").
Подробно доводы УФАС по Кемеровской области изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит решение от 10.10.2012 и постановление от 27.12.2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, так как доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судов обеих инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 13.07.2012 Управлением вынесено решение о признании ОАО "РЖД" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и выданы предписания от 13.07.2012 NN 1, 2 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган полагает, что ОАО "РЖД" необоснованно уклоняется от заключения договора на организацию перевозок грузов поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, с ОАО "УК "Северный Кузбасс".
Во исполнение решения антимонопольным органом выданы предписания от 13.07.2012 N N 1,2 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Предписанием от 13.07.2012 N 1 ОАО "РЖД" УФАС по Кемеровской области обязало в срок до 13.08.2012 прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем направления в адрес ОАО "УК "Северный Кузбасс" проекта договора на организацию перевозок грузов поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику.
Предписанием от 13.07.2012 N 2 на ОАО "РЖД" возложена обязанность в срок до 13.08.2012 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 14 155 347 руб., полученный в результате неправомерных действий по уклонению от заключения договора на организацию перевозок грузов поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, с ОАО "УК "Северный Кузбасс".
Считая решение и предписания незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что антимонопольным органом не доказано технологически и экономически необоснованное уклонение ОАО "РЖД" от заключения договора на перевозку грузов собственными поездными формированиями, а, следовательно, и события нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по мотиву уклонения от заключения договора, подлежат установлению в совокупности следующие обстоятельства: наличие у субъекта доминирующего положения на товарном рынке; наличие выраженного уклонения от заключения договора; отсутствие экономического или технологического обоснования такого уклонения; отсутствие правового основания для такого уклонения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 10 указанного Закона, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
С учетом положений статьи 5 Закона защите конкуренции, ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок (в том числе грузовых) на территории Российской Федерации.
Как установлено судом, договор между ОАО "РЖД" и ОАО "УК "Северный Кузбасс" на перевозку грузов собственными поездными формированиями ОАО "УК "Северный Кузбасс", на момент рассмотрения административного дела - 29.06.2012, заключен не был.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Приказом Минтранса России от 22.10.2007 N 150 установлены Правила перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте (далее - Правила)
Судами обеих инстанций установлено, что условия, необходимые для заключения рассматриваемого договора в соответствие с условиями Правил Управлением не исследовались.
Согласно пункту 1 Правил, параметры и техническое состояние локомотивов и вагонов, предъявляемых к перевозке поездными формированиями, не принадлежащими перевозчику, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подвижному составу на железнодорожном транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 Правил вес и/или длина поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, должны быть не более норм, установленных владельцами инфраструктур на заявляемом маршруте перевозки для поездов железнодорожного транспорта общего пользования. По согласованию с владельцем инфраструктуры вес и длина поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, может быть скорректирована.
Приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги от 03.06.2011 N 184-Н "Об установлении норм веса и длины поездов" определена весовая норм в пределах до 6500 тонн при длине не более 57 вагонов.
В проекте договора (пункт 2.11) ОАО "УК "Северный Кузбасс" предлагались к перевозке поездные формирования длиной не более 71 вагона.
Рассмотрение вопроса о согласовании возможной корректировки длины поездного формирования до вынесения оспариваемого решения антимонопольного органа не состоялось.
На предложение ОАО "РЖД" согласовать технологию обращения собственных поездных формирований на предполагаемых полигонах следования, определяющую основы взаимодействия и порядок следования собственных поездных формирований и локомотивов, ответ ОАО "УК "Северный Кузбасс" последовал о рассмотрении данного вопроса в середине мая 2012 года, а также после возбуждения дела антимонопольным органом.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о том, что ОАО "РЖД" не уклонялось от заключения договора на организацию перевозок, а принимало меры по согласованию всех необходимых существенных условий договора, которые не были изначально отражены в его проекте, в нарушение требований статьи 432 ГК РФ, обоснованы.
Судами установлено, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о проявлении действиями (бездействием) ОАО "РЖД" признаков злоупотребления своим доминирующим положением и ограничения конкуренции в отношении ОАО "УК "Северный Кузбасс", либо иного хозяйствующего субъекта. Наличие длительных преддоговорных отношений (с октября 2011 года по апрель 2012 года) само по себе не свидетельствует о неправомерном уклонении заявителя от заключения договора, так как в указанных отношениях участвует не менее двух субъектов и каждый из них должен выразить волеизъявление к заключению договора.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно признали решение и предписания от 13.07.2012 N N 1, 2 УФАС по Кемеровской области недействительными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы арбитражными судами и получили соответствующую оценку.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14948/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Правил вес и/или длина поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, должны быть не более норм, установленных владельцами инфраструктур на заявляемом маршруте перевозки для поездов железнодорожного транспорта общего пользования. По согласованию с владельцем инфраструктуры вес и длина поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, может быть скорректирована.
...
На предложение ОАО "РЖД" согласовать технологию обращения собственных поездных формирований на предполагаемых полигонах следования, определяющую основы взаимодействия и порядок следования собственных поездных формирований и локомотивов, ответ ОАО "УК "Северный Кузбасс" последовал о рассмотрении данного вопроса в середине мая 2012 года, а также после возбуждения дела антимонопольным органом.
Таким образом, выводы судов обеих инстанций о том, что ОАО "РЖД" не уклонялось от заключения договора на организацию перевозок, а принимало меры по согласованию всех необходимых существенных условий договора, которые не были изначально отражены в его проекте, в нарушение требований статьи 432 ГК РФ, обоснованы."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2013 г. N Ф04-759/13 по делу N А27-14948/2012