г. Тюмень |
|
26 апреля 2013 г. |
Дело N А46-23818/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Цыгановой Е.М.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Терентьевым А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" на решение от 21.09.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-23818/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644016, г. Омск, ул. Семиреченскаял, 102, ИНН 5507054362, ОГРН 1025501399714) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Ленина, 10, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным распоряжения от 12.03.2012 N 265-р; об обязании утвердить акт о выборе земельного участка для строительства кафе-шашлычной по ул. Маршала Жукова в Центральном административном округе г. Омска и произвести предварительное согласование места размещения объекта.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: от ООО "Зодиак-1" - Бодров А.И., директор, от Департамента архитектуры и градостроительства админимтсрации города Омска - Якимова Т.Ю., по доверенности от 24.08.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - департамент) о признании незаконным распоряжения об отказе в размещении объекта капитального строительства от 12.03.2012 N 265-р и обязании департамента утвердить акт о выборе земельного участка для строительства кафе-шашлычной по ул. Маршала Жукова в Центральном административном округе г. Омска и произвести предварительное согласование места размещения объекта.
Решением от 21.09.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает на неправильное применение арбитражными судами норм материального и процессуального права, вывод судов о принадлежности испрашиваемого участка к территориальной зоне ИТ-2 не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными. С
Считает, что судом апелляционной инстанции правильно установлено, что размещение объекта кафе-шашлычной в территориальной зоне ИТ-2 невозможно в связи с несоответствием Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Омск, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, в соответствии с которым размещение такого объекта относится к запрещенным видам территориального использования в данной зоне.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что 23.11.2006 общество обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места его размещения для строительства кафе-шашлычная по ул. Маршала Жукова в г. Омске.
Департамент письмом от 02.08.2007 N 0402/9367 отказал обществу в выборе земельного участка. Указанный отказ был обжалован в судебном порядке.
Так, решением от 20.02.2008 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12265/2007 требование общества удовлетворено.
Департамент во исполнение вышеуказанного решения распоряжением от 13.09.2011 N 912-р утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. Маршала Жукова в г. Омске, составил акт о выборе земельного участка.
12.03.2012 департаментом принято распоряжение N 265-р об отказе в размещении объекта капитального строительства - кафе-шашлычной по улице Маршала Жукова в г. Омске.
Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого департаментом распоряжения от 12.03.2012 N 265-р, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из того, что предоставление спорного земельного участка для строительства - кафе-шашлычной по улице Маршала Жукова в г. Омске противоречит требованиям земельного законодательства.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "о некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 ЗК РФ предшествует, помимо прочего, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка, в силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ, оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Судами установлено, что основаниями для отказа, изложенными в оспариваемом распоряжении, явились отрицательные заключения:
ООО "Центр независимых экспертиз", УГИБДД полиции УМВД России по Омской области, Омского филиала ОАО "ТГК N 11", Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Омска.
При оценке вышеуказанных доказательств, суды пришли к выводу, что экспертное заключение ООО "Центр независимых экспертиз" от 05.03.2012 N 184, письмо УГИБДД полиции УМВД России по Омской области от 30.08.2011 N 19/2684, письмо Омского филиала ОАО "ТГК N 11" от 31.08.2011 N 41-22 т /604 не могут быть положены в основу распоряжения об отказе в предоставлении обществу земельного участка.
Однако из письма департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Омска от 19.10.2011 N 379 следует, что размещение объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке невозможно ввиду несоответствия правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования), объект относится к запрещенным видам территориальной зоны ИТ-2.
Указанные правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск.
Материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок, входящий в кадастровый квартал N 55:36:090203:2066 площадью 46 438 кв. м, находится в территориальной зоне ИТ-2.
В соответствии со статьей 38 Правил карта градостроительного зонирования территорий г. Омска является приложением N 1 к настоящим Правилам. К зоне ИТ-2 относятся зоны инженерной и транспортной инфраструктур, в частности, зона городского наземного транспорта.
В соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, вывод арбитражных судов о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства кафе-шашлычной по улице Маршала Жукова в г. Омска противоречит требованиям земельного законодательства, является правомерным.
Кроме того, подлежит отклонению довод общества о том, что судами в рамках дела N N А46-12265/2007 вопрос о принадлежности испрашиваемого земельного участка к зоне ИТ-2 рассматривался, поскольку Правила были утверждены (10.12.2008) после вынесения судебных актов по указанному делу.
Фактически доводы кассационной жалобы, не опровергая выводы судов о правомерности отказа, сводятся к несогласию с оценкой судами доказательств и установленных обстоятельств по делу, не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
В силу положений статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки выводов судов.
Судом кассационной инстанции не установлено оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.09.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23818/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Е.М. Цыганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" на решение от 21.09.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 27.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-23818/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644016, г. Омск, ул. Семиреченскаял, 102, ИНН 5507054362, ОГРН 1025501399714) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Ленина, 10, ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным распоряжения от 12.03.2012 N 265-р; об обязании утвердить акт о выборе земельного участка для строительства кафе-шашлычной по ул. Маршала Жукова в Центральном административном округе г. Омска и произвести предварительное согласование места размещения объекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. N Ф04-1225/13 по делу N А46-23818/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1225/13
13.03.2013 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-23818/12
27.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9608/12
12.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9608/12
30.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9608/12
21.09.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23818/12