г. Тюмень |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А46-26788/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 54" на решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 06.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-26788/2012 по заявлению бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 54" (644123, город Омск, улица 70 лет Октября, 20, 3, ИНН 5507036130, ОГРН 1025501382598) к Отделу надзорной деятельности Кировского административного округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644082, город Омск, улица Профинтерна, 3) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 54" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кировского административного округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган, ГУ МЧС по Омской области) от 03.05.2012 N 172 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 15.10.2012 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 06.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено отсутствие вины учреждения во вменяемом ему правонарушении, его тяжелое финансовое положение, обращение к учредителю с ходатайством о выделении денежных средств на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки.
ГУ МЧС по Омской области отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, административным органом в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: город Омск, улица 70 лет Октября, дом 20, корпус 3.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- не предусмотрено размещение групповых ячеек обособлено от других помещений, при этом каждая из них должна иметь не менее двух рассредоточенных (изолированных от выходов из здания школы) эвакуационных выходов;
- помещение детского сада, сблокированное со зданием школы, не отделено противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа;
- не предусмотрены эвакуационные выходы шириной не менее 1,2 м;
- не обеспечено наличие из каждого помещения детского сада не менее двух эвакуационных выходов;
- не обеспечило из каждого помещения детского сада не менее двух эвакуационных выходов;
- не оборудовано каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть;
- помещения детского сада (групп предшкольного образования) объединены с помещениями школ без отделения их друг от друга и без устройства самостоятельных эвакуационных выходов.
По результатам проверки 20.04.2012 уполномоченными должностными лицами административного органа составлены акт N 151, протокол об административном правонарушении N172 и 03.05.2012 вынесено постановление N 172 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В рассматриваемый период требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, были установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации (ППБ 01-03) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.2.14 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" СП 1.13130.2009, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 25.03.2009 N 171, (далее - СНиП 31-06-2009) на объектах, предназначенных для постоянного проживания и временного пребывания людей класс (Ф1), ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.
Согласно пункту 3.16 СНиП 31-06-2009 здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что учреждением допущено нарушение вышеназванных требований правил пожарной безопасности.
Ссылка учреждения на заключение о соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, выданное отделом государственного пожарного надзора КАО г. Омска от 09.11.2010 N 09 000737, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку не представлены доказательства организации группы дошкольного образования на момент выдачи такого заключения.
Поскольку заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушений, каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии администрации состава административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отсутствие у учреждения денежных средств само по себе не свидетельствует об отсутствии вины заявителя и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушение положений КоАП РФ при привлечении учреждения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа является правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. В силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.10.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23091/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 54" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кировского административного округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган, ГУ МЧС по Омской области) от 03.05.2012 N 172 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2013 г. N Ф04-1235/13 по делу N А46-26788/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1235/13
06.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9689/12
12.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9689/12
31.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9689/12
15.10.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-26788/12