г. Тюмень |
|
2 апреля 2013 г. |
Дело N А27-13969/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А27-13969/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании предписания.
Путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дворовенко И.В.) в заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - Базылева Т.В. по доверенности от 28.12.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее по тексту - ОАО "СКЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, заинтересованное лицо) от 10.04.2012 N ВЗН-083/1.
Решением от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Подробно доводы общества изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 15.02.2012 N 084-кн проведена плановая проверка в отношении ОАО "СКЭК".
В ходе данной проверки установлено, ОАО "СКЭК" в период с 2009 по 2011 годы оказало негативное влияние на воды водного объекта р. Голомыска, допустив увеличение концентрации БПКполн. и взвешенных веществ в воде водного объекта после сброса сточных вод выпуском N 1, тем самым, нарушив требования законодательства в сфере охраны окружающей среды по соблюдению качества сточных вод при сбросе их в водный объект.
Кроме того, Обществом не выполнен пункт 10 условий использования водного объекта, установленного Решением о предоставлении водного объекта в пользование N 0067/РРТ/Сс-10.2009.
По результатам проверки, выявленные нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, зафиксированы в акте от 10.04.2012.
Вышеуказанные нарушения явились основанием для вынесения в отношении общества предписания об устранении выявленных нарушений от 10.04.2012 N ВЗН-083/1, которым Управление Росприроднадзора по Кемеровской области предложило обществу в срок до 01.10.2012 обеспечить соблюдение установленного решением на сброс максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску N 1, для чего разработать и реализовать эффективные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на водный объект - р. Голомыска.
Считая предписание незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в связи с выявлением нарушений законодательства об использовании и охране водных объектов.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 28.10.2009 N 0067/РРТ/Сс-10.2009 ОАО "СКЭК" использует водный объект - реку Голомыска для осуществления сброса сточных вод.
Одним из условий использования водного объекта является соблюдение утвержденных нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов от 21.11.2008 N КЕМ-42/1-2677.
Подпунктом 10 пункта 2.3 указанного решения, предусматривающего условия использования водного объекта, установлены максимальные нормативы содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов в сточных и дренажных водах и показатели свойств сточных и дренажных вод.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 2.3 решения условием использования водного объекта является, в том числе, исключение водопользователем сброса сточных вод в водный объект без водоотводящих сооружений, очистки и обезвреживания.
В ходе проверки Управлением установлено, что ОАО "СКЭК" по выпуску N 1 осуществляет сброс в водный объект - р. Голомыска с превышением установленных НДС, при этом превышение имеет место с 2009 года.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами
В силу положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Факт нарушения при использовании заявителем водного объекта для сброса сточных вод, а именно сброс сточных вод с превышением НДС, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Исследовав доказательства и дав оценку доводам сторон по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд сделал правильный вывод о правомерности выданного Управлением заявителю предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
Согласно писем Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 25.08.2010 N 2716-пд и от 19.03.2012 N 987-рд обществом не соблюдаются условия Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.10.2009 N 0067/РРТ/Сс-10.2009, в части превышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске N 1, в части несоблюдения требований, установленных к качеству воды в р. Голомыска в месте сброса сточных вод, а также в части невыполнения мероприятий, указанных в информации о намечаемых водоохранных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта. Также указано, что запланированные денежные средства на 2009 - 2010, 2010 - 2011 годы для выполнения проекта по ликвидации сброса промывных вод в реку Голомыска и для разработки проекта КНС и напорного коллектора перекачки хозяйственно-бытовых стоков НФС-2 в городские канализационные сети, не освоены.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о невыполнении Обществом требований законодательства об охране окружающей среды и водного законодательства; у Общества имелась возможность для выполнения мероприятий, указанных в предписании, так как денежные средства на мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду были выделены, но Обществом не освоены.
Доводы ОАО "СКЭК", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13969/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
...
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2013 г. N Ф04-885/13 по делу N А27-13969/2012