г. Тюмень |
|
26 апреля 2013 г. |
Дело N А45-20265/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В., Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 09.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А45-20265/2012 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Горводоснабжение" Горбачевой Т.А. (633456, Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Лапина, 13, ИНН 5438113230, ОГРН 1035404575788) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) об оспаривании заключения.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм".
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) в заседании участвовал представитель конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Горводоснабжение" Горбачевой Т.А. - Гришакина Т.В. (доверенность от 10.04.2013).
Суд установил:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Горводоснабжение" Горбачева Т.В. (далее - МУП "Горводоснабжение", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Территориальное управление Росимущества) о признании незаконным мотивированного заключения от 20.04.2012 N 16/04-4808 на Отчет от 26.03.2012 N 065/Т/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки" и обязании Территориального управления Росимущества выдать положительное заключение на этот отчет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - ООО "Алгоритм").
Решением от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области заявление МУП "Горводоснабжение" удовлетворено.
Постановлением от 09.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать на том основании, что информация, приведенная в Отчете от 26.03.2012 N 065/Т/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки", не может считаться достаточной и достоверной, поскольку не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Горводоснабжение", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Территориальным управлением Росимущества судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Алгоритм" отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 12.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-20235/2012 МУП "Горводоснабжение" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Горбачева Татьяна Альбертовна.
В подготовленном ООО "Алгоритм" Отчете от 26.03.2012 N 065/Т/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки" итоговая рыночная стоимость автотранспортных средств МУП "Горводоснабжение" определена в сумме 745 690 руб.; итоговая рыночная стоимость оборудования - 208 310 руб.
Территориальным управлением Росимущества дано заключение от 20.04.2012 N 16/04-4808, в котором сделан вывод о нарушении оценщиком требований пунктов 8 "ж", 13, 15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету оценки" (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254 (далее - ФСО N 3), поскольку в разделе 3 "Анализ объектов оценки и их окружения" не содержится информации по всем ценообразующим факторам и отсутствует обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов, использовавшихся при определении стоимости объектов оценки. В нарушение пункта 4 ФСО N 3 корректировка объектов аналогов на техническое состояние в размере 69% свидетельствует о некорректном подборе аналогов и/или некорректном учете ценообразующих факторов.
Полагая, что указанное заключение Территориального управления Росимущества является незаконным, МУП "Горводоснабжение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Пунктом 1 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон о банкротстве), предусмотрено, что арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков.
Требования к содержанию отчета об оценке определены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из содержания статьи 15 Закона об оценочной деятельности следует, что при осуществлении оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования названного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Согласно пункту 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8 ФСО N 3 вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие разделы: анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. В разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов.
В разделе V ФСО N 3 закреплены требования, предъявляемые к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов.
Так, пунктом 13 установлено, что в отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
В пункте 15 установлено, что в отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Территориальное управление Росимущества не указало, в чем конкретно выражается допущенное оценщиком нарушение этих норм стандартов оценки, и не предоставило доказательств, подтверждающих, что оценщиком приведена информация не по всем ценообразующим факторам, неполно проведен анализ рынка и иных внешних факторов.
Кроме того, в оспариваемом заключении не отражена значимость выявленных нарушений и их влияние на итоговый результат определения величины стоимости объекта оценки.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности Территориальным управлением Росимущества несоответствия Отчета от 26.03.2012 N 065/Т/11.2 "Об определении рыночной стоимости объектов оценки" нормам законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, следовательно о наличии достаточных оснований для выдачи отрицательного заключения на этот отчет.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20265/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 09.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А45-20265/2012 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Горводоснабжение" Горбачевой Т.А. (633456, Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Лапина, 13, ИНН 5438113230, ОГРН 1035404575788) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) об оспаривании заключения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. N Ф04-1585/13 по делу N А45-20265/2012