г. Тюмень |
|
21 мая 2013 г. |
Дело N А70-7742/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.
судей Коробейниковой О.С.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2012 (судья Багатурия Л.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 (судьи Рожков Д.Г., Рябухина Н.А., Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-7742/2012 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об обязании принять в муниципальную собственность имущество.
В судебном заседании приняли участие представители: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области Бабанова М.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01/01-Д, администрации города Тюмени Пакулова Л.Ю. по доверенности от 26.12.2012 N 27/13.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - Теруправление, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением об обязании администрации города Тюмени (далее по тексту - Администрация, ответчик) принять в муниципальную собственность города Тюмени 8/66 доли одноэтажного жилого дома (литера А) общей площадью 143,1 кв. м с подвалом (литера А1) общей площадью 100,0 кв. м, в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (литера Б), служба (литера Б1), служба (литера Д), расположенные по адресу: город Тюмень, улица Семакова, 31, составляющие имущество государственной казны Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы отказом ответчика принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда со ссылками на статьи 12, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), статьи 50, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - постановление N 3020-1), пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" (далее по тексту - информационное письмо N 15) в данном случае не подлежали применению к взаимоотношениям сторон, поскольку они регулируют взаимоотношения по неразграниченной собственности.
В рассматриваемом случае применяются положения пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ. Кроме того, отсутствует вывод суда о том, что спорное имущество предназначено для решения вопросов местного значения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на 8/66 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - одноэтажный жилой дом (литера А) общей площадью 143,1 кв. м с подвалом (литера А1) общей площадью 100 кв. м, в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (литера Б), служба (литера Б1), служба (литера Д), расположенные по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Семакова, 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2006 серии 72 ПК N 483522.
Право собственности Российской Федерации на указанное имущество зарегистрировано в порядке принятия выморочного имущества на основании свидетельства от 21.11.2006 о праве на наследство по закону, удостоверенного нотариусом нотариального округа города Тюмени Безродновой Л.Н.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2006, штампу от 26.10.2006 Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" на техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Семакова, 31, спорный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры.
При этом в соответствии с перечнем объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Тюменской области (здания и сооружения), представленным комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области к письму от 21.07.2010 N 1143/02, жилой дом, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Семакова, 31, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
Распоряжением от 21.02.2012 N СМ-18/5008 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее по тексту - Росимущество) поручило Теруправлению разрешить вопрос о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа города Тюмени объекта недвижимости, составляющего казну Российской Федерации - 8/66 доли одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Семакова, 31.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Теруправление письмом от 27.02.2012 N 1273/04 обратилось к Главе администрации о рассмотрении указанного вопроса.
Письмом от 04.04.2012 N 03-06-725 Администрация отказала в приёме в муниципальную собственность города Тюмени 8/66 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Семакова, 31.
Полагая, что отказ Администрации является незаконным, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришли к выводу, что спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
При этом исторические и культурные памятники регионального значения, к которым отнесён спорный объект, в этот перечень не включены, как не внесены они и в приложения N 2-3 к постановлению N 3020-1.
В рассматриваемом случае жилой дом, расположенный по адресу:
город Тюмень, улица Семакова, 31, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно исходили из того, что вопрос о праве собственности памятника истории и культуры должен решаться исходя из его функциональных признаков.
Так, судами установлено, что одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Семакова, 31, относится к жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 3020-1 объекты жилищного фонда (приложение N 3) независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 информационного письма N 15 разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Следовательно, спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, соответственно, администрация не может быть освобождена от обязанности принять данные объекты.
Довод подателя жалобы о применении в данном споре положений пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку спорный объект не относятся ни к одной из категорий имущества, указанной в вышеназванной норме права.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, не имеет правового значения физическое состояние имущества (прочность, устойчивость), подлежащего передаче в муниципальную собственность
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.10.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.01.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7742/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Тюмени - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
О.С. Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.10.2012 (судья Багатурия Л.Е.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 (судьи Рожков Д.Г., Рябухина Н.А., Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-7742/2012 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) к администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) об обязании принять в муниципальную собственность имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2013 г. N Ф04-1551/13 по делу N А70-7742/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1551/13
24.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10762/12
18.01.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7742/12
04.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10762/12
19.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7742/12