город Омск |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А70-7742/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Рябухиной Н.А., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ненашевой Е.В., посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10762/2012) Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2012 года по делу N А70-7742/2012 (судья Багатурия Л.Е.), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО) (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) об обязании принять в муниципальную собственность имущество,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Тюмени - представитель Бондарчук И.М. (по доверенности от 26.12.2013 сроком действия до 31.12.2013),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО) - представитель Бабанова М.С. (по доверенности от 09.01.2012 сроком действия 1 год),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением об обязании Администрации города Тюмени принять в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли одноэтажного жилого дома (лит. А), общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (лит. А1), общей площадью 100,0 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит. Б1), служба (лит. Д), расположенные по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, 31, составляющие имущество государственной казны Российской Федерации.
Исковые требования со ссылками на статьи 12, 1151 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), статьи 50, 85 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) мотивированы отказом ответчика принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2012 года по делу N А70-7742/2012 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию города Тюмени принять в муниципальную собственность спорные объекты жилищного фонда.
Не соглашаясь с вынесенным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность спорного имущества, находящегося в федеральной собственности.
Полагает, что к настоящим отношениям подлежат применению положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
От ТУ Росимущества в Тюменской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации города Тюмени поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО) высказался согласно доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерации зарегистрировано право собственности на 8/66 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - одноэтажный жилой дом (литера А) общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (литера А1), общей площадью 100 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит.Б1), служба (лит.Д), расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Семакова, 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.12.2006 72 ПК 483522 (л.д. 24).
Право собственности Российской Федерации на указанное имущество было зарегистрировано в порядке принятия выморочного имущества, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.11.2006, удостоверенного нотариусом нотариального округа г. Тюмени Тюменской области Безродновой Л.Н.
Во исполнение поручения Росимущества от 21.02.2012 N СМ-18/5008 (л.д.25-26) ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось к Главе Администрации города Тюмени (письмо от 27.02.2012 N 1273/04) о рассмотрении вопроса о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа города Тюмени объекта недвижимости, составляющего казну Российской Федерации - 8/66 доли одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Семакова, 31 (л.д.27).
Письмом от 04.04.2012 N 03-06-725 Администрация города Тюмени отказала в приемке в муниципальную собственность г. Тюмени 8/66 доли в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Семакова, 31 (л.д.28).
Полагая, что отказ Администрации города Тюмени от принятия спорного имущества в муниципальную собственность является незаконным, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области об обязании Администрацию г. Тюмени принять в муниципальную собственность спорный объект недвижимости.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться только:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2006 (л.д. 24), а также штампу Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" от 26.10.2006 на техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, 31, спорный объект недвижимого имущества является памятником истории и культуры (л.д.29-33).
В соответствии с перечнем объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенных на территории Тюменской области (здания и сооружения), представленным Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области к письму от 21.07.2010 N 1143/02, жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, 31, является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" памятники и ансамбли, находящиеся в общей долевой собственности, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Таким образом, в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, 31, является памятником градостроительства и архитектуры, 8/66 доли жилого помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, невозможно выделить в натуре в силу указания закона.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Исторические и культурные памятники регионального значения, к которым отнесен спорный объект, в этот перечень не включены, как не внесены они и в приложения N N 2 - 3 к Постановлению N 3020-1.
На основании данных норм, вопрос о праве собственности относительно памятника истории и культуры должен решаться исходя из его функциональных признаков.
Одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Семакова, 31, относится к жилищному фонду.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно Приложению N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.199 N 3020-1 жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению ВС РФ от 26.12.1991 N 3020-1.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Следовательно, спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются объектами муниципальной собственности, и ответчик не может быть освобожден от обязанности принять эти объекты.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, 8/66 доли одноэтажного жилого дома (лит. А), общей площадью 143,1 кв.м. с подвалом (лит. А1), общей площадью 100,0 кв.м., в том числе служебные строения капитального исполнения: баня (лит. Б), служба (лит. Б1), служба (лит. Д), расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, 31, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Указанные выводы не противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О, Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, о необходимости учета волеизъявления органов местного самоуправления при передаче имущества в муниципальную собственность и объективной необходимости такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
В настоящем случае обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определениях от 02 ноября 2006 года N и 04 декабря 2007 года N, относится к случаям передачи имущества между различными уровнями публичной собственности в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в то время как настоящий спор вытекает из иных правоотношений. Указанная правовая позиция предписывает учитывать мнение органов местного самоуправления о передаче имущества в муниципальную собственность при решении данного вопроса уполномоченными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а не в случаях прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в спорной ситуации передача имущества обусловлена не разграничением полномочий между Российской Федерации и органам местного самоуправления, а приведением в соответствие состава имущества функциям и задачам, возложенным на органы государственной власти и местного самоуправления.
Установленный Федеральным законом N 122-ФЗ порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность не предусматривает возможность одностороннего отказа муниципальных образований от принятия в свою собственность из федеральной собственности имущества, которое не может находиться в федеральной собственности.
При этом вопрос наличия (отсутствия) со стороны Администрации города Тюмени волеизъявления на получение в муниципальную собственность объекта с учетом положений абзаца 4, 7 пункта 3, пункта 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П ввиду всего вышеизложенного, не имеет правового значения, поскольку спорный объект является муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что передача имущества должна проходить по правилам пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности или перечень, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 применяются в случае, если имущество после разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, относится к федеральной собственности.
В данном случае спорный объект жилищного фонда относится, как установлено судом и изложено выше, к муниципальной собственности.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2012 по делу N А70-7742/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация города Тюмени в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19 октября 2012 года по делу N А70-7742/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Н.А. Рябухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7742/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества в ТО)
Ответчик: Администрация г. Тюмени
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1551/13
24.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10762/12
18.01.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7742/12
04.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10762/12
19.10.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7742/12