г. Тюмень
14 июня 2013 г.
Дело N А70-10912/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2012 (судья Голощапов М.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Зиновьева Т.А., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А70-10912/2012 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000 г. Тюмень, ул. Хохрякова 47, ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к обществу с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (627540 Тюменская обл., Абатский р-он, с. Абатское, ул. Маслозаводская, 6, ОГРН 1067208000529, ИНН 7208002761) о взыскании денежных средств в виде излишне полученной субсидии.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю. по доверенности от 20.02.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" - Казанцев Р.А. по доверенности от 05.06.2013.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (далее - Общество) о взыскании 338 140 руб. субсидии, излишне полученной на поддержку элитного семеноводства за семена кукурузы.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013, Департаменту отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Департамент считает, что Общество, обращаясь за субсидией на элитное семеноводство, допустило нарушение условий получения субсидии, представив документы, свидетельствующие о приобретение элитных семян у посредника, а не у производителя семян.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Департамента несостоятельными.
В судебном заседании представители сторон поддержали в полном объеме свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Департамент рассмотрел заявку Общества от 09.06.2011 и приложенные к ней документы на получение субсидии и предоставил Обществу субсидию на поддержку элитного семеноводства в размере 998 532 руб., которая была перечислена платежными поручениями от 21.06.2011 N 104383, от 09.11.2011 N 354922 и от 27.12.2011 N 489378.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области была проведена проверка в Департаменте по использованию бюджетных средств, направленных в 2011 году на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы по подпрограмме "Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства", по результатам которой составлен акт от 30.07.2012. В ходе проверки было установлено, что Общество получило субсидии с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 (далее - Правила), Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 04.03.2011 N 72-п (далее - Положение), поскольку приобрело элитные семена кукурузы у организации, не являющейся производителем реализуемых элитных семян.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора направило Департаменту представление от 03.08.2012 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором потребовало принять меры по недопущению в дальнейшем незаконного использования средств федерального бюджета или государственных внебюджетных фондов.
Департамент направил в адрес Общества уведомление от 04.09.2012 N 13/3199-12 с требованием возвратить субсидию в размере 338 140 руб.
Общество не выполнило указанное требование, в связи с чем Департамент обратился в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Департаменту в удовлетворении заявления, исходили из недоказанности нарушения условий предоставлений субсидии Обществу на поддержку элитного семеноводства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения, для участия в отборе получения субсидии получатели представляют в Департамент заявку с приложением документов, указанных в пунктах 2.4.2 - 2.4.6, и документов, определенных условиями предоставления субсидий по каждому мероприятию и направлению государственной поддержки.
Согласно пунктам 2.4.2 - 2.4.6 Положения к заявке на получение субсидии должны быть приложены следующие документы:
- справка-расчет по форме, установленной настоящим Положением;
- справка о ненахождении в стадии ликвидации или банкротства, подписанная руководителем предприятия;
- справка об отсутствии просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе, подписанная руководителем предприятия;
- справка о состоянии ссудной задолженности по кредитам, привлеченным на срок более года, с указанием кредитной организации, срока выдачи и суммы кредита, ссудной задолженности на 01.01.2011 и на дату составления настоящей справки, подписанная руководителем предприятия;
- справка о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии с формами, утвержденными приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, с указанием даты представления отчета, подписанная органом местного самоуправления. Данную справку не представляют получатели бюджетных средств, зарегистрированные в г. Тюмени, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Кроме того, в силу пункта 4.15.2 Положения, основанием для выплаты субсидий является предоставление получателями субсидий следующих документов:
а) справка-расчет на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по форме в соответствии с приложением N 32 к настоящему Положению;
б) копии счетов-фактур, накладных, платежных документов, заверенные получателями субсидий;
в) копии сертификатов на семена, выданные органами по сертификации семян сельскохозяйственных культур, заверенные получателями субсидий.
На основании указанных документов устанавливается соответствие претендента условиям предоставления субсидии.
Согласно пункту 3.16 Положения отсутствие какого-либо из вышеуказанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки.
Из пункта 5.1 Положения следует, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
По смыслу указанной нормы Департамент имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены Обществом, а не органом, предоставившим субсидию.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Общество приложило к заявке на получение субсидии документы, установленные нормативно-правовым актом, а также дополнительные документы, свидетельствующие о приобретении продукции: договор поставки от 22.02.2011 с ООО "Сельхозагротехника", товарные накладные от 25.04.2011 N 3, от 15.04.2011 N 2, счета-фактуры, счет на оплату, платежные поручения от 24.02.2011 N 336, от 22.04.2011 N 3749, сертификаты соответствия СА N 028582, СА N 028584, согласно которым сертификаты выданы ИП Думанишеву К.М., в качестве продавцов указаны ИП Думанишев К.М. и ООО "Сельхозагротехника", что идентифицированные в установленном порядке семена кукурузы Катерина СВ, репродукционные на товарные цели, (РСт; F1), фракция 2, партия N 37 размером 40 тонн соответствуют категории репродукционные на товарные цели согласно ГОСТ Р 52325-2005; производителем (продавцом) этих семян является ИП Думанишев К.М., КБР 36, Урванский район, с. Кахун, ул. Октябрьская, 190 (на копии сертификатов имеется надпись: "Копия выдана на часть партии семян для оправки в Тюменскую область, Абатский район, ООО "Быструшинское").
Суды, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводам, что Департамент проверил представленный Обществом пакет документов, из которого однозначно усматривалось, что получатель приобрел элитные семена кукурузы у ООО "Сельхозагротехника", признал представленный Обществом пакет документов надлежащим в целях предоставления субсидии. Департамент установил, что опосредованное приобретение семян у производителя может являться основанием для выдачи субсидии, в связи с чем платежными поручениями перечислил 998 532 руб. Обществу.
Кроме того, в материалы дела истцом был представлен договор от 10 апреля 2010 года о совместной деятельности по выращиванию семян кукурузы Катерина СВ, с участка гибридизацией площадью 40 га, в соответствии с которым ООО "Сельхозагротехника" и Думанишев К.М. договорились о совместном производстве семян кукурузы, приобретенных ответчиком.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что оснований для возврата в областной бюджет полученной Обществом субсидии не имеется, соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В целом доводы кассационной жалобы Департамента направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А70-10912/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В. Поликарпов
Судьи
А.А. Кокшаров
Г.В. Чапаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.12.2012 (судья Голощапов М.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Зиновьева Т.А., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А70-10912/2012 по заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000 г. Тюмень, ул. Хохрякова 47, ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к обществу с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (627540 Тюменская обл., Абатский р-он, с. Абатское, ул. Маслозаводская, 6, ОГРН 1067208000529, ИНН 7208002761) о взыскании денежных средств в виде излишне полученной субсидии."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2013 г. N Ф04-2345/13 по делу N А70-10912/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2345/13
25.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-798/13
29.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-798/13
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10912/12