г. Тюмень |
|
25 июня 2013 г. |
Дело N А75-8654/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Молотка А.Д. на решение от 04.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 02.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-8654/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Молотка А.Д. (628418, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д.1, кв. 110, ОГРННИП 308860218900059, ИНН 860224117686) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Сургута (628404, г. Сургут, ул. Восход, д.4) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламной продукции.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Молоток А.Д. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к администрации города Сургута (далее - администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Сургут, территория ПГК-14, изложенного в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации от 23.07.2012 N 02-10-47777/12 и обязать администрацию выдать разрешение на установку рекламной конструкции по указанному адресу.
Решением от 04.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 02.04.2013, заявленное требование удовлетворено. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал администрацию повторно рассмотреть документы, представленные предпринимателем на установку рекламной конструкции.
В кассационной жалобе предприниматель не согласен с выбранным судом способом восстановления его нарушенных прав и просит частично изменить обжалуемые судебные акты и обязать администрацию выдать разрешение на установку рекламной конструкции.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит полностью отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований в полном объеме. Администрация считает, что в отказе указана причина невозможности выдачи разрешения на установку рекламной конструкции.
Арбитражный суд кассационной инстанции проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, предприниматель 27.06.2012 обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: город Сургут, территория ПГК-14.
По результатам рассмотрения заявления департаментом архитектуры и градостроительства администрации в адрес предпринимателя направлено письмо от 23.07.2012 N 02-10-4777/12, согласно которому ему отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в связи с несоответствием заявки требованиям пункта 3 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Несогласие предпринимателя с отказом в выдаче разрешения явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций установили, что оспариваемый отказ администрации не содержит должной мотивировки в его обоснование.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данного Закона. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкций на основании договора с ее собственником.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу положений части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Частями 11 - 14 статьи 19 Закона о рекламе определен порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции.
Частью 11 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что к заявлению на получение разрешения на установку рекламной конструкции прилагаются:
- данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законом владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
В силу положений части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта:
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 указанной статьи
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суды пришли к выводу о том, что размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданского-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.
Судами обеих инстанций установлено, что причиной отказа в письме от 23.07.2012 N 02-10-4777/12 явилось несоответствие места размещения рекламной конструкции требованиям пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации не содержит должной мотивировки в обоснование указанного обстоятельства.
Указанные выводы судов предпринимателем не оспариваются.
Доводы предпринимателя об изменении решения судов в части и обязания администрации выдать разрешение на установку рекламной конструкции были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездаействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействие) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, поскольку представленные предпринимателем на получение разрешения на установку рекламной конструкции документы не были исследованы администрацией на предмет их соответствия требованиям Закона о рекламе и наличия правовых оснований для выдачи разрешения или об отказе в его выдаче, суды обеих инстанций правомерно обязали администрацию рассмотреть заявление предпринимателя в соответствии с требованиями Закона о рекламе.
При таких обстоятельствах основания для изменения обжалуемых судебных актов в части порядка восстановления нарушенного права отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В силу положений статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции нет полномочий для переоценки выводов судов, сделанных на основании установленных обстоятельств спора и правильного применения судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.12.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 02.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8654/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездаействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействие) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, поскольку представленные предпринимателем на получение разрешения на установку рекламной конструкции документы не были исследованы администрацией на предмет их соответствия требованиям Закона о рекламе и наличия правовых оснований для выдачи разрешения или об отказе в его выдаче, суды обеих инстанций правомерно обязали администрацию рассмотреть заявление предпринимателя в соответствии с требованиями Закона о рекламе."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2013 г. N Ф04-2822/13 по делу N А75-8654/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2822/13
02.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1222/13
02.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1260/13
11.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1222/13
11.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1260/13
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8654/12