г. Тюмень |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А27-19766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерно общества "Химуглемет" на решение от 13.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конарева И.А.) и постановление от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А27-19766/2013 по заявлению закрытого акционерно общества "Химуглемет" (654007, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Павловского, 3А, офис 5, ИНН 4217026234, ОГРН 1024201466079) к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 63, ИНН 4205120384, ОГРН 1064205130538) о признании незаконным и отмене постановления.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Химуглемет" (далее - ЗАО "Химуглемет", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2013 N 106/10/13/2 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Решением от 13.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 13.03.2014 и постановление от 19.05.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что данное нарушение является малозначительным.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество незаконно привлечено к административной ответственности, поскольку временное отсутствие специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не повлекло за собой негативных последствий.
ЗАО "Химуглемет" отмечает, что, несмотря на временное отсутствие специального разрешения, общество добросовестно производило плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, на основании приказа от 25.10.2013 N 106/03/13 в отношении ЗАО "Химуглемет" департаментом проведена плановая документарная и выездная проверка, в ходе которой установлено, что ЗАО "Химуглемет" изготавливает рукава высокого давления для предприятий горнодобывающей, металлургической, химической и лёгкой промышленности.
Заявитель осуществляет свою производственную деятельность на двух площадках, расположенных по адресам: город Новокузнецк, улица Слесарная, 24 и посёлок Абагур-Лесной, улица Земнухова, 9.
Объекты недвижимости, расположенные по адресу: улица Слесарная, 24, находятся в собственности. Помещения, расположенные по адресу: улице Земнухова, 91, предоставлены в аренду.
Согласно представленной обществом справке у него имеются следующие машины и оборудование: котельная, пресс (станок в цехе РВД), перс промышленный НМ 380 Paket, станок обжимной, станок обжимной (ручной), станок отрезной, станок точильно-токарный ТШ-3 (резервный), станок спец. на базе ТРА мод. 1И140П, штабелер РГ Unilift SHM-1016, автомобили: Ford Ranger, ISUZU N QR75R-00A2, N ISSAN N R300 PICK-UP, Toyota Land Cruiser 100, Volkswagen Transporter, Toyota DYNA, Toyota Highlander.
По данным инвентаризации, проведённой обществом при разработке локального проекта предельно-допустимых выбросов, было выявлено 6 стационарных источников выбросов.
При эксплуатации указанных стационарных источников производятся следующие выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: оксиды азота, углерод (сажа), диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен; сероводород, алканы (или углеводороды); сероводород и алканы; оксиды азота, углерод (сажа), диоксид серы, оксид углерода, бензин в пересчёте на углерод, керосин; углерод (сажа), формальдегид; пыль резины.
В соответствии с представленной обществом статистической формой 2-ТП (воздух) за 2012 год валовые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу составили 0,825 тонн. Фактический объем валовых выбросов обществом определён расчётным путём в соответствии с утверждёнными и действующими методиками.
В материалы дела представлена также справка расхода дизельного топлива на котельную, согласно которой расход топлива в 2012 году составил 50,3 тонн, за 9 месяцев 2013 - 28,988 тонн. По данным заявителя за 1 - 3 кварталы 2013 года от станков цеха РВД было выброшено: 0,009049 тонны сажи, 0,000467 тонны формальдегида и 0,015296 тонны пыли резины. На работу автотранспорта в 2012 году списано бензина марки АИ-92 в количестве 26,36 тонн, дизельного топлива - 15,82 тонн, в период с января по сентябрь 2013 года списано бензина - 31756 литров, то есть 23,817 тонн, дизельного топлива - 9993 литров, то есть 8,394 тонн. Списание материалов подтверждает осуществление обществом технологических процессов в период с 2012 и 1 - 3 квартал 2013 года.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 02.12.2013 N 106/10/1, на основании которого административным органом составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица от 02.12.2013 N 106/10/13/2 и вынесено постановление от 13.12.2013 N 10/10/13/2 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, ЗАО "Химуглемет", обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В части 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определённых концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закон N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Судами установлено, что обществом в результате производственной деятельности осуществлялся выброс вредных загрязняющих (веществ) в атмосферный воздух через стационарные источники выбросов: котельная, резервуары, расходный резервуар, стоянка автотранспорта, станок отрезной, станок зачистной.
На момент проверки обществом представлен расчёт о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарными источниками за 2012 год.
Обществом в период с 1 - 3 кварталы 2013 года производились платежи за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов.
Факт эксплуатации оборудования, в результате которой осуществляется выброс вредных загрязняющих (веществ) в атмосферный воздух и отсутствия специального разрешения заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что в сложившейся ситуации отсутствие результатов отбора проб загрязняющих веществ на дату проведения проверки не влияет на доказанность факта осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения как малозначительного по статье 2.9 КоАП РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции с учётом абзаца 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-19766/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 23 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
...
Выводы судов об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения как малозначительного по статье 2.9 КоАП РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции с учётом абзаца 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2014 г. N Ф04-9066/14 по делу N А27-19766/2013