г. Тюмень |
|
23 июля 2013 г. |
Дело N А46-2716/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Мусаевой А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 29.01.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 11.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-2716/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Левобережье" (644092, город Омск, улица Перелета, дом 3, корпус 3, ОГРН 1065507038838, ИНН 5507081849) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12 А, ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" (644001, город Омск, улица Лермонтова, 95, 1, ОГРН 1035507007073, ИНН 5504081248).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители: от закрытого акционерного общества "Левобережье" - Рылова Г.Г. по доверенности от 28.07.2012, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Молчанов Н.В. по доверенности от 15.01.2013.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Левобережье" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.01.2012 N АП-41-2011/01, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 и частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и наложен штраф в размере 2 105 150,51 руб.
Решением от 29.01.2013 Арбитражного суда Омской области заявленное Обществом требование удовлетворено частично: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ, а также в части назначения ему административного наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер, установленный санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением от 11.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Факториал-Сиб" не поступил.
В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно материалам дела, решением комиссии Управления от 06.10.2011 установлено злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами и нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона о 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях ЗАО "Левобережье" в части создания препятствий для доступа на товарный рынок оказания услуг по обслуживанию домофонных систем другим хозяйствующим субъектам, а также признано нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях ЗАО "Левобережье", совершаемых в отношении ООО "Факториал-Сиб" с сентября 2009 года на товарном рынке оказания услуг по обслуживанию домофонных систем.
Антимонопольным органом составлен протокол от 09.12.2011 N АП-41-2011/04 об административном правонарушении и вынесено постановление от 18.01.2012 по делу N АП-41-2011/04 о назначении ЗАО "Левобережье" административного наказания, предусмотренного статьей 14.31 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Общество, считая, что указанное постановление является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обжалуемой части арбитражные суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд первой инстанции признал обоснованными доводы Общества о неправильной квалификации правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ, а по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ признал незаконным начисление штрафа в размере, превышающем минимальный размер, установленный санкцией данной нормы.
Суд апелляционной инстанции указал, что для расчета штрафа антимонопольным органом неправильно учтена вся сумма Общества (более 310 млн. руб.), полученная законным способом, без выявленных нарушений при оказании услуг потребителям по управлению многоквартирными домами, штраф должен исчисляться с учетом выручки Общества на рынке домофонных услуг, на который оно пыталось незаконно войти, используя свое доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, при этом по предложению суда антимонопольным органом не представлены соответствующие расчеты.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность принятых судебных актов, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора арбитражные суды обеих инстанций пришли к выводу о нарушении Обществом части 1 статьи 10, части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, сославшись при этом на преюдициальное значение постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, оставленного без изменения постановлением Федерального арбитражного Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 по делу N А46-17860/2011.
Судебными актами по указанному делу признано законным и обоснованным решение антимонопольного органа от 06.10.2011 N 04/22-11, которым действия управляющей компании - ЗАО "Левобережье" по предъявлению собственникам многоквартирных домов платежных документов (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг, где в единую квитанцию по оплате за жилищно-коммунальные услуги включена строка "домофон", признаны нарушением части 1 статьи 10, пунктов 1, 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Постановлением, оспариваемым в рамках настоящего дела, антимонопольный орган признал ЗАО "Левобережье" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 и частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 105 150,51 руб.
Суд апелляционной инстанции указал на ошибочность вывода суда первой инстанции об идентичности санкции статьи 14.31 КоАП РФ (в прежней редакции) и санкции части 2 указанной статьи (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ), поскольку статья 14.31 КоАП РФ в новой редакции дополнена примечанием, состоящим из 4 пунктов, определяющих иной расчет штрафа при наличии отягчающих, смягчающих обстоятельств и в случае отсутствия таковых.
При этом апелляционный суд указал, что данный вывод суда первой инстанции, являющийся ошибочным, не повлек принятия неправильного судебного акта.
Проанализировав положения статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ), части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ), суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что для исчисления штрафа, как по статье 14.31 (в прежней редакции), так и по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в новой редакции) необходимо исходить из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Согласно информации, представленной Обществом, выручка, полученная ЗАО "Левобережье" от реализации товара (работы, услуги) на товарном рынке оказания услуг по обслуживанию домофонных систем за 2010 год составила 2 548 000 руб., в том числе НДС, а выручка, полученная ЗАО "Левобережье" от реализации товара (работы, услуги) на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами за этот же период составила 310 509 700 руб., в том числе НДС.
Судом установлено, что антимонопольным органом штраф исчислен исходя из выручки, которая была получена Обществом от основного вида деятельности - оказание услуг по управлению многоквартирными домами, что не соответствует буквальному толкованию статьи 14.31 КоАП РФ как в новой, так и в прежней редакции.
При этом апелляционный суд учитывал, что ЗАО "Левобережье", злоупотребив доминирующим положением на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, совершило правонарушение на рынке домофонных услуг, территориально совпадающем с границами товарного рынка оказываемых услуг по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в данном конкретном случае для расчета штрафа не может быть учтена сумма выручки Общества, полученная путем оказания услуг потребителям по управлению многоквартирными домами, в отношении которой не было выявлено нарушений, а должна быть учтена выручка Общества именно на том рынке (рынке домофонных услуг), на котором допущено нарушение и на который оно пыталось незаконно войти, используя свое доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
При этом апелляционным судом также учтено, что доказательств того, что указанная выручка превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки ЗАО "Левобережье" от реализации всех товаров (работ, услуг) антимонопольным органом не представлено.
В ходе судебного разбирательства суд апелляционной инстанции в целях полного и всестороннего рассмотрения дела предлагал Управлению представить сравнительный расчет штрафа по статье 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ) и по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ), исходя из суммы выручки ЗАО "Левобережье" на товарном рынке оказания услуг по обслуживанию домофонных систем за 2010 год, для чего был объявлен перерыв в судебном заседании.
Антимонопольный орган отклонил предложение суда, соответствующие документы и расчеты не представил, настаивая на правильности расчета штрафа исходя из выручки в размере 310 509 700 руб., полученной Обществом от основного вида деятельности в 2010 году, что не может быть признано обоснованным.
Исходя из установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что антимонопольным органом документально не подтверждены его доводы, а также не доказано, что размер штрафа по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции от 06.12.2011) ухудшит положение лица привлекаемого к административной ответственности в отличие от статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции от 09.04.2007).
При этом арбитражные суды установили наличие оснований для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, но признали незаконным назначение Обществу наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем минимальный размер, установленный санкцией указанной нормы.
Учитывая положения статей 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, арбитражные суды в связи с признанием незаконным постановления от 18.01.2012 в части привлечения к ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, пришли к выводу, что назначение ЗАО "Левобережье" административного наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем минимальный установленный санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, является необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Принимая во внимание то обстоятельство, что антимонопольным органом неправильно исчислен штраф по статье 14.31 КоАП РФ на основе выручки Общества на рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами и по предложению суда не представлены сравнительные расчеты суммы штрафа, исходя из положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания в пределах санкции одной статьи КоАП РФ, учитывая, что судами признано обоснованным привлечение Общества к ответственности в виде штрафа 100 000 руб. по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, что также соответствует минимальному размеру штрафа как по статье 14.31 КоАП РФ (в редакции от 09.04.2007), так и по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции от 06.12.2011), суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Судами дана оценка всем доводам Управления, которые признаны недоказанными. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, повторяют доводы, которым дана надлежащая правовая оценка судами, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Таким образом, в связи с отсутствием нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, которые в силу части 3 статьи 288 АПК РФ могли бы повлечь принятие неправильных судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.01.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.04.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2716/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание то обстоятельство, что антимонопольным органом неправильно исчислен штраф по статье 14.31 КоАП РФ на основе выручки Общества на рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами и по предложению суда не представлены сравнительные расчеты суммы штрафа, исходя из положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания в пределах санкции одной статьи КоАП РФ, учитывая, что судами признано обоснованным привлечение Общества к ответственности в виде штрафа 100 000 руб. по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, что также соответствует минимальному размеру штрафа как по статье 14.31 КоАП РФ (в редакции от 09.04.2007), так и по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ (в редакции от 06.12.2011), суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2013 г. N Ф04-3292/13 по делу N А46-2716/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3292/13
11.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1639/13
11.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1573/13
21.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1639/13
18.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1573/13
29.01.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2716/12