г. Тюмень |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А45-27569/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "СИБИАР" на решение от 24.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 13.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу N А45-27569/2012 по заявлению открытого акционерного общества "СИБИАР" (630071, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, 78, ИНН 5404105343, ОГРН 1025401490564) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Октябрьская, 80, ИНН 5406297094, ОГРН 1045402534143) о признании незаконным бездействия.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "СИБИАР" - Фукс Е.В. по доверенности от 23.10.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "СИБИАР" (далее - ОАО "СИБИАР", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным бездействия Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - ГУ МЧС России по Новосибирской области) по не совершению действий по представлению документов в комиссию МЧС России для списания объекта гражданской обороны - защитного сооружения в результате пришествия его в негодность и не исключению из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Новосибирской области.
Решением от 24.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 13.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению подателя кассационной жалобы, представленная справка от 05.05.2008 N 8-3-2055 подтверждает, что еще в 2008 году ОАО "СИБИАР" в полном объеме и надлежащим образом были подготовлены и сданы в государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" (далее - ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области") документы на списание с учета защитного сооружения.
Общество не должно претерпевать неблагоприятные последствия, которые вызваны ненадлежащим исполнением ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" своих полномочий и функций.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ МЧС России по Новосибирской области просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку названная в заявлении общества справка, выданная ГБУ НСО "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны" (далее - Центр) не имеет юридической силы, так как Центр не уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматривать документацию и давать оценку действиям организаций (учреждений) в части выполнения мероприятий по снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО); указанная справка, как документ, не предусмотрена Правилами при подготовке документации на снятие с учета ЗСГО в настоящее время и не была предусмотрена в 2008 году согласно Инструкции.
По мнению ГУ МЧС России по Новосибирской области, заявление общества не соответствует требованиям законодательства, так как Главным управлением МЧС России по Новосибирской области Центр не был уполномочен и не мог быть уполномочен на выполнение функции по приему документов в виду разной ведомственной подчиненности, выполнения различных государственных функций, подлежащих финансированию из бюджетов разных уровней; отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты о передаче федеральными органами государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области списания объектов гражданской обороны, пришедших в негодность.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судами, на территории ОАО "СИБИАР" находится объект гражданской обороны - защитное сооружение (инв. N 0993-55 (ОС), расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 78.
С целью списания с учета указанного объекта обществом в 2008 году были подготовлены и направлены в комиссию МЧС России документы на списание данного объекта (защитное сооружение (инв. N 0993-55 (ОС) в связи с пришествием его в негодность, что, по мнению ОАО "СИБИАР", подтверждается справкой от 05.05.2008 N 8-3-2055, выданной ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области".
Из содержания указанной справки следует, что обществом в соответствии с Инструкцией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.1996 N 1-38-4 и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.11.1996 N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Инструкция) подготовлены и установленным порядком направлены в комиссию МЧС России по списанию защитных сооружений гражданской обороны документы на списание по своему физическому состоянию защитного сооружения гражданской обороны N 0993-55 (ОС) по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 78 (территория предприятия ОАО "СИБИАР").
Общество, установив в 2012 году, что защитное сооружение не снято с учета и числится в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Новосибирской области, обратилось с заявлением в ГУ МЧС России по Новосибирской области, в котором просило повторно рассмотреть заявление и приложенные к нему документы, снять с учета защитное сооружение гражданской обороны N 0993-55 (ОС), расположенное на территории общества.
Письмом от 09.10.2012 (исх. N 6055-8-3) ГУ МЧС России по Новосибирской области сообщило обществу о том, что справка от 05.05.2008 N 8-3-2055, выданная ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", не является основанием для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны N 0993-55. Согласно требованиям Инструкции, действовавшей в 2008 году, и приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 09.08.2010 N 377), решение на снятие с учета убежищ принимает комиссия МЧС России. Основанием для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны является акт снятия с учета, согласованный и утвержденный в соответствии с данным приказом.
Общество, считая бездействие ГУ МЧС России по Новосибирской области незаконным, нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обществом не представлено доказательств незаконного бездействия со стороны ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" - методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет МЧС России.
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, - МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, - статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно Инструкции основанием для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны является акт, согласованный в комиссии МЧС России и утвержденный в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 6 Инструкции, подписанный председателем и членами комиссии акт о списании пришедшего в негодность защитного сооружения гражданской обороны и прилагаемая к нему документация представляются на утверждение: организацией (владельцем защитного сооружения гражданской обороны), входящей в систему органа государственной власти Российской Федерации - руководителю соответствующего федерального органа государственной власти; организацией (владельцем защитного сооружения гражданской обороны), входящей в систему органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителю органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктами 7, 8, 10 Инструкции установлено, что до утверждения актов о списании убежищ II, III и IV классов документация представляется утверждающим органом на согласование в МЧС России, а убежищ V класса и противорадиационных укрытий - в соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После согласования документации по списанию убежищ II, III и IV класса с руководством МЧС России, убежищ V класса и противорадиационных укрытий - с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий акт о списании защитного сооружения гражданской обороны утверждается руководителем (или его заместителем) соответствующего федерального органа государственной власти или руководителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
Департамент мероприятий защиты населения и территорий МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведут "Журнал учета списанных защитных сооружений гражданской обороны" по форме согласно приложению N 2 к Инструкции.
Судами установлено, что спорный объект, расположенный на территории ОАО "СИБИАР" (защитное сооружение (инв. N 0993-55 (ОС), согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) N 1 относится ко II классу защиты, в этой связи, документация на списание подлежит согласованию с МЧС России и основанием для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны является акт о списании, составленный по установленной форме.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что из представленных обществом документов и материалов дела не усматривается незаконного бездействия ГУ МЧС России по Новосибирской области.
Доказательств списания в установленном порядке спорного помещения с учета, как защитного сооружения, в материалах дела нет.
Справка от 05.05.2008 N 8-3-2055, выданная ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", не может свидетельствовать о соблюдении ОАО "СИБИАР" правил по списанию с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, так как не является актом о списании.
Обществом также не представлено доказательств того, что ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" было наделено в спорный период полномочиями на принятие документов от имени МЧС России на списание объектов защитных сооружений гражданской обороны и их оценку.
ОАО "СИБИАР", кроме того, не обладало сведениями о рассмотрении представленных им в комиссию МЧС России документов по списанию защитного сооружения гражданской обороны и дальнейшем их движении.
Отсутствуют и доказательства того, что ОАО "СИБИАР" принимало в течение столь длительного периода времени меры к установлению фактического нахождения документов, направленных на списание с учета пришедшего в негодность защитного сооружения гражданской обороны.
Действия ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", выдавшего справку, принимая во внимание, что учреждение является юридическим лицом, могут быть предметом самостоятельного обжалования в ином процессуальном порядке, в этой связи судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что оно не должно претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные ненадлежащим исполнением ГБУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" своих полномочий и функций.
Обществом также не приведено каких-либо доказательств в обоснование требования о признании незаконным бездействия по не исключению из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Новосибирской области спорного объекта - защитного сооружения.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы ОАО "СИБИАР", изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27569/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1.2, 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, - статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2013 г. N Ф04-2786/13 по делу N А45-27569/2012