г. Тюмень |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А03-11627/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2012 (судья Синцова В.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 (судьи Журавлева В.А., Ходырева Л.Е., Хайкина С.Н.) по делу N А03-11627/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" (656010, Алтайский край, город Барнаул, улица Петра Сухова, дом 42, ИНН 2221003116, ОГРН 1022200896486) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 72, ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903) о признании незаконным решения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" - Буянов Е.Н. по доверенности от 17.07.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" (далее - ООО КДЦ "Добрый доктор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования, составленным Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) от 05.07.2012 N 17.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2012 признано незаконным решение Фонда, выраженное в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.07.2012 N 17, в части требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 4 896 199,46 руб., в части штрафа в размере 5 619 376,55 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Фонда, выраженного в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.07.2012 N 17, в части требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 1 422 984 руб. отменено
В указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В остальной части решение Арбитражного суда Алтайского края оставлено без изменения.
Обратившись с кассационной жалобой, Общество, полагая, что судами в части неудовлетворенных требований неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции изменить, а постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Общество считает, что суды первой и апелляционной инстанций применили положения части 9 статьи 39, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), не подлежащие применению.
По мнению заявителя жалобы, по делу подлежали применению положения части 2 статьи 4, части 1 статьи 8, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17, части 1 статьи 19, части 1 статьи 34, части 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Закона N 326-ФЗ, а также части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество также полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют нормам действующего законодательства.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой Обществом части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.
Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных Обществу требований, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части признания незаконным решения Фонда, выраженного в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 05.07.2012 N 17, в части требования о возврате в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 2 915 800,71 руб., а также в части штрафа в размере 291 580,07 руб., и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций в обжалуемой Фондом части не применили подлежащие применению положения пункта 5 части 2 статьи 20 и части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе Фонда.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой Фондом части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу Фонда, исследовав доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу Общества, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Из материалов дела следует, что согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 17.01.2012 N 11 (далее - Территориальная программа) Общество входит в число медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Также Общество участвовало в реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.02.2011 N 86, в 2011 году.
В период с 28.05.2012 по 06.07.2012 на основании приказа Фонда от 22.05.2012 N 180 в отношении Общества проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, соблюдения прав застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи за период с 01.07.2011 по 31.03.2012.
В ходе проведения проверки Фондом установлено, что в проверяемом периоде с 01.07.2011 по 31.03.2012 Обществом нарушены требование пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ и обязательство, предусмотренное пунктом 4.10. договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), об использовании средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Использование не по целевому назначению Обществом средств ОМС выразилось, по мнению Фонда, в их расходовании: на затраты, не предусмотренные структурой тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, в размере 3 700 556,87 руб.; на затраты, произведенные без документов, подтверждающих факты проведения исследований в рамках территориальной программы ОМС и обоснованность перечисления средств исполнителям услуг, в размере 2 919 601,35 руб.; на выплату заработной платы медицинским работникам, не участвующим в реализации территориальной программы ОМС, в размере 557 414,75 рублей; в использовании медикаментов, приобретенных за счет средств ОМС, при лечении пациентов не в рамках программы ОМС, в размере 1 422 984 руб.
По результатам проверки 05.07.2012 составлен акт N 17, содержащий требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 8 600 556,97 руб.; об уплате в бюджет Фонда штрафа в размере 6 132 110,07 руб.
Не согласившись с указанным решением Фонда, выразившимся в акте проверки от 05.07.2012 N 17, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводам о проведении Фондом проверки в соответствии с требованиями действующего законодательства; о невключении в структуру тарифа территориальной программы расходов Общества в сумме 784 756,16 руб.; о целевом использовании средств на оплату Обществом услуг индивидуальному предпринимателю Тимошенского Е.В.; о недоказанности Фондом нецелевого использования Обществом средств в размере 557 414,75 руб. на оплату труда сотрудников; о нецелевом использовании Обществом средств в размере 1 422 984 руб. при лечении пациентов вне рамок программы ОМС, а также средств в размере 2 919 601,35 руб. на лабораторные исследования.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, частично не соглашаясь с выводами решения суда первой инстанции, отменил в соответствующей части судебный акт Арбитражного суда Алтайского края, отказав в удовлетворении требований Общества, принял законное и обоснованное постановление. Кассационная инстанция поддерживает выводы апелляционного суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требования-ми, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования. Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2011 и 2012 годы установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках данной территориальной программы, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Обществом на средства ОМС в сумме 784 756,16 руб. были приобретены медицинские средства (предметы), не включенные в структуру тарифа Территориальной программы ОМС.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался указанными выше нормами права, а также исходил из положений статьи 30 Закона N 326-ФЗ, с учетом требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", Федерального закона от 30.03.199 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Апелляционный суд, указав, что Общество также оказывало медицинские услуги вне рамок ОМС и не представило доказательств, свидетельствующих о приобретении спорных средств (предметов) в связи с оказанием медицинской помощи именно в рамках территориальной программы ОМС, сделал правильный вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 784 756,16 руб.
Из материалов дела следует, что Обществом израсходованы средства ОМС в сумме 2 919 601,35 руб. на оплату услуг, оказанных ООО "СибБиоМедЦентр" и ООО МЦ "Лаборатория ДНК-Диагностика".
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе счета-фактуры, акты выполненных работ, установил с учетом доводов сторон, что в структуру Общества входит клинико-диагностическая лаборатория, лабораторные исследования выполняют врач клинической лабораторной диагностики и фельдшер-лаборант.
Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих расходование средств ОМС в соответствии с Территориальными программами ОМС, а именно Обществом не представлено доказательств осуществления ООО "Сиб-БиоМедЦентр" и ООО МЦ "Лаборатория ДНК-Диагностика" лабораторных исследований.
В силу установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об использовании Обществом указанных выше средств не по целевому назначению.
В части расходования Обществом средств на услуги индивидуального предпринимателя Тимошенского Е.В.
Из материалов дела следует, что ИП Тимошенским Е.В. были проведены исследования, относящиеся к видеоэндоскопическим исследованиям лор-органов перед и после оперативного вмешательства. Исследования осуществлены с помощью диагностических инструментов - видеокамеры (видеосистемы) эндоскопической.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы сторон, с учетом показаний Тимошенского Е.В., установил, что видеоэндоскопическое оборудование и специалисты, способные его использовать в работе, у Общества отсутствуют.
Апелляционный суд также указал, что Обществом представлены документы, подтверждающие фактическое оказание указанных услуг, а в силу Территориальных программ ОМС на 2011 и 2012 годы Общество вправе направить средства ОМС на оплату стоимости инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях при отсутствии диагностического оборудования, следовательно, спорные средства в сумме 2 915 800,17 руб. на услуги ИП Тимошенского Е. В. израсходованы Обществом по целевому назначению.
Относительно использования Обществом 557 414,75 руб. на оплату труда своих сотрудников.
Изучив представленные в материалы дела доказательства выполнения работ сотрудниками Общества: Гартман А. Н., Грушиной И. Н., Лютаевой Н. В. (акушеры-гинекологи), оказания медицинских услуг сотрудниками Общества Горбуновой Л. П. (педиатр), Игольниковой С. Н. (гастроэнтеролог), Шмелевым В. И. (врач УЗИ), учитывая, что Фонд не оспаривает выполнение указанными работниками данных работ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанная выше сумма израсходована Обществом по целевому назначению.
При этом апелляционный суд, исходя из представленного Обществом в материалы дела платежного поручения от 05.07.2012 N 1364, со ссылкой на часть 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ, указал, что возврат суммы в размере 1 422 984 руб. Обществом не доказан. В связи с чем данная сумма подлежит возврату в бюджет Фонда.
Доводы Общества о неприменении судом положений части 2 статьи 4, части 1 статьи 8, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17, части 1 статьи 19, части 1 статьи 34, части 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Закона N 326-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняются в силу неправильного толкования Обществом указанных норм права.
Доводы Фонда относительно необходимости применения судом при рассмотрении дела в части удовлетворенных Обществу требований, положений пункта 5 части 2 статьи 20 и части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ суд кассационной инстанции считает не состоятельными, так как апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела исходил, в том числе, и из указанных норм законодательства.
Таким образом, судом апелляционной инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При данных обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 по делу N А03-11627/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.12.2012 (судья Синцова В.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 (судьи Журавлева В.А., Ходырева Л.Е., Хайкина С.Н.) по делу N А03-11627/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" (656010, Алтайский край, город Барнаул, улица Петра Сухова, дом 42, ИНН 2221003116, ОГРН 1022200896486) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 72, ИНН 2221002257, ОГРН 1022200906903) о признании незаконным решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2013 г. N Ф04-3278/13 по делу N А03-11627/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3278/13
29.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1361/13
28.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1361/13
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-11627/12