г. Тюмень |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А03-20397/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Лаптева Н.В.,
Мелихова Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шаповаловой И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение от 31.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Федотова О.А.) и постановление от 29.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Павлюк Т.В., Марченко Н.В., Колупаева Л.А.) по делу N А03-20397/2012 по иску муниципального образования - городской округ города Барнаула в лице администрация города Барнаула (656056, г. Барнаул, просп. Ленина, 18, ОГРН 1042202280251) к Алтайскому краю в лице комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула (656035, г. Барнаул, просп. Ленина, 6, ОГРН 1022200912029) о взыскании 8303106 руб. убытков.
Другие лица, участвующие в деле: комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Барнаула.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Городов А.В.) в заседании участвовал представитель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Боровицкая К.В. по доверенности от 15.07.2013 N 15-01/14д.
Суд установил:
муниципальное образование - городской округ город Барнаул в лице Администрации города Барнаула (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Алтайскому краю в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 8 303 106 руб. убытков, возникших в результате предоставления Чигаревой О.А., Продченко Л.В., Брусницину А.С., Бруснициной А.С., Зориной А.Н., Ильиных М.В., Васильевой Т.А., Ивлеву А.А. жилых помещений во исполнение решений районных судов г. Барнаула.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил размер исковых требований и просил взыскать 8 459 317 руб. 55 коп. убытков в связи с увеличением стоимости 1 квадратного метра жилья в 4 квартале 2012 года.
Решением от 31.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с Алтайского края в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике за счет казны Алтайского края в пользу муниципального образования городской округ города Барнаула Алтайского края в лице администрации города Барнаула взыскано 7 054 144 руб. 56 коп. убытков. В остальной части истцу в иске отказано.
Постановлением от 29.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что исковые требования о взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением квартиры Ивлеву А.А., являются необоснованными, так как решением от 04.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1585/2011 с Алтайского края в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике за счет казны Алтайского края в пользу городского округа - город Барнаул Алтайского края в лице администрации города Барнаула взыскано 897372 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления Ивлеву А.А. жилого помещения. В остальной части, удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что факт причинения муниципальному образованию - городской округ города Барнаула убытков в связи с выделенными и предоставленными гражданам по договору социального найма квартирами подтвержден совокупностью доказательств по делу.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что у Алтайского края не было правовых оснований для возмещения спорных расходов; действующее законодательство не содержит оснований для выделения из бюджета денежных средств на уже предоставленное жилое помещение; предоставление жилого помещения не требует отчуждения муниципальной собственности, поэтому обязательства города Барнаула в рамках указанных правоотношений не повлекли за собой причинение каких-либо убытков муниципальному образованию городской округ "Город Барнаул".
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 09.11.2007 по делу N 2-1630/2007 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Ивлеву А.А. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления главы города от 11.02.2009 N 777 Ивлеву А.А. предоставлена однокомнатная квартира N 18 по пр. Комсомольскому, 134 площадью 31,2 кв.м., являющаяся объектом муниципальной собственности г. Барнаула. По договору передачи жилья в собственность от 23.11.2009 указанное жилое помещение перешло в собственность гражданина Ивлева А.А.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 02.04.2008 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Чигаревой О.А. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления Главы города от 24.03.2009 N 1414 Чигаревой О.А. предоставлена однокомнатная квартира N 37 по ул. Г. Исакова, 143 площадью 31 кв.м., являющаяся объектом муниципальной собственности г. Барнаула.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24.12.2008 и определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11.03.2009 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Ильиных М.В. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления Главы г. Барнаула от 07.08.2009 N 3872 Ильиных М.В. предоставлена однокомнатная квартира N226 по ул. Попова, 137/ угол ул. Балтийская, 65 общей площадью 34,5 кв.м., с ней заключен договор социального найма N 63 от 02.09.2009.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 17 мая 2004 года на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Васильевой Т.А. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления Главы города от 15.12.2008 N 4290 Васильевой Т.А. предоставлено жилое помещение N 4 по ул. Дзержинского, 5, секция 19 общей площадью 12,8 кв.м., являющееся объектом муниципальной собственности, договор социального найма с ней заключен 21.04.2009.
Решением Ленинского районного суда от 24.12.2008 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Зориной А.Н. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления Главы города от 07.08.2009 N 3875 Зориной А.Н. предоставлена квартира N 21 по ул. Монтажников, 11, корпус 2 площадью 29,8 кв.м., являющаяся муниципальной собственностью. С ней заключен договор социального найма от 22.09.2009 N 375.
Решением Октябрьского районного суда от 18.01.2007 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Брусницыну А.С., Бруснициной А.С. благоустроенное жилое помещение не менее 14 кв. м. каждому после окончания пребывая в образовательном учреждении. Во исполнение судебного акта постановлением главы города от 30.03.2009 N 1544, квартира N 5 по ул. 80-й Гвардейской дивизии, 38 общей площадью 29,8 кв.м. предоставлена по договору социального найма от 31.07.2009.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 13.07.2009 на администрацию города Барнаула возложена обязанность предоставить Продченко С.В. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. Во исполнение судебного акта, на основании постановления Главы города от 29.04.2010 N 1326, Продченко С.В. предоставлена квартира N 18 в доме N 4 по ул. 50 лет СССР общей площадью 31,4 кв.м., являющаяся муниципальной собственностью, с ней заключен договор социального найма N 199 от 21.05.2010. На основании постановления администрации Индустриального района г. Барнаула от 28.07.2010 N1327 Продченко С.В. квартира передана в собственность.
По мнению истца, предоставляя жилое помещение, бюджет муниципального образования города Барнаула понес убытки в размере стоимости переданных квартир, поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Муниципальное образование исполнило обязательство по обеспечению жильем граждан Чигаревой О.А., Продченко Л.В., Брусницина А.С., Бруснициной А.С., Зориной А.Н., Ильиных М.В., Васильевой Т.А., в связи с этим, компенсация расходов муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с положениями статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно возложена судом на казну субъекта Российской Федерации.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем указанных граждан не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилое помещение указанным гражданам, администрация, в силу жилищного законодательства, не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Принятые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, суд округа не установил.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-20397/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Муниципальное образование исполнило обязательство по обеспечению жильем граждан Чигаревой О.А., Продченко Л.В., Брусницина А.С., Бруснициной А.С., Зориной А.Н., Ильиных М.В., Васильевой Т.А., в связи с этим, компенсация расходов муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с положениями статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно возложена судом на казну субъекта Российской Федерации.
...
Предоставив жилое помещение указанным гражданам, администрация, в силу жилищного законодательства, не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2013 г. N Ф04-3212/13 по делу N А03-20397/2012