г. Тюмень |
|
21 августа 2013 г. |
Дело N А46-990/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Новоселова В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области на постановление от 03.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-990/2012 Арбитражного суда Омской области по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, город Новосибирск, улица Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании недействительным ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
В заседании приняли участие представители:
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Ширяева Т.А. по доверенности от 09.01.2013 N 01-08/э;
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семенова А.Л. по доверенности от 20.09.2012 N 03-03/504 оф.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 15.12.2011 N 01-03/139 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") к распределительным устройствам общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "МРСК Сибири".
Решением от 18.04.2012 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 03.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 18.04.2012 Арбитражного суда Омской области отменено, распоряжение РЭК Омской области от 15.12.2011 N 01-03/139 признано недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, РЭК Омской области просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, на общество, не являющееся сетевой организацией по смыслу статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и не имеющее инвестиционной программы субъекта естественной монополии, не распространяется механизм возмещения расходов на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства с использованием таких программ.
Соответственно вывод суда апелляционной инстанции о возможности исключения расходов на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства общества из состава платы за технологическое присоединение лишь при условии их включения в инвестиционные программы субъектов естественных монополий не соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ТГК N 11" просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
ОАО "МРСК Сибири" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в ОАО "ТГК N 11" поступила заявка ОАО "МРСК Сибири" об осуществлении технологического присоединения объекта ПС 110/10 кВ "Титан", расположенного по адресу: город Омск, северо-западная промышленная площадка, район Красноярского тракта, к электрическим сетям общества.
ОАО "ТГК N 11" обратилось 29.11.2011 в РЭК Омской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ОАО "МРСК Сибири" в размере 65 973 477 руб. 04 коп. (без НДС).
Заявленный размер указанной платы рассчитан обществом исходя из необходимости выполнения мероприятий по строительству (реконструкции) ячеек С-15, С-16 в закрытых распределительных устройствах Омской ТЭЦ-4 для технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "МРСК Сибири".
Распоряжением РЭК Омской области от 15.12.2011 N 01-03/139 установлена плата за технологическое присоединение объекта ПС 110/10 кВ "Титан" ОАО "МРСК Сибири" к распределительным устройствам 110 кВ СП ТЭЦ-4 ОАО "ТГК N 11" в размере 18 998 026 руб. 16 коп. (без НДС).
Судами установлено, что РЭК Омской области признано необоснованным включение обществом в состав платы за технологическое присоединение расходов на строительство (реконструкцию) объектов электросетевого хозяйства в размере 46 975 450 руб. 88 коп., поскольку указанные расходы связаны с развитием существующей инфраструктуры.
Не согласившись с выводом РЭК Омской области об исключении из размера платы за технологическое присоединение вышеназванных расходов, ОАО "ТГК N 11" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество выполняет функции сетевой организации, расходы которой, связанные с развитием существующей инфраструктуры (усилением существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей), не подлежит включению в состав платы за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности на владельца электростанции, осуществляющего технологическое присоединение при отсутствии технической возможности, принимать на себя расходы, связанные с усилением электросети в случае прямого присоединения к электростанции энергопотребителя (минуя сетевую организацию). Установление платы за технологическое присоединение без учета таких затрат влечет невозможность фактического выполнения работ по технологическому присоединению без причинения ущерба энергоснабжающей организации.
Выводы суда апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 30 Правил N 861, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.
Пунктами 30.1, 30.3 Правил N 861 определено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что предусмотрено два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК N 11" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей выработку тепловой и электрической энергии и владеющей распределительными устройствами 110 кВ СП ТЭЦ-4, к которым осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 5 Правил N 861 при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанций установил, что присоединение энергопринимающих устройств ОАО "МРСК Сибири" к электрическим сетям ОАО "ТГК N 11" требует реконструкции объекта электросетевого хозяйства последнего - ячеек ВЛ 110 кВ С-15 и С-16 ТЭЦ-4, введенных в эксплуатацию в 1965-1966 гг. и не используемых с 1986 г. В настоящее время требуется практически полное восстановление оборудования указанных ячеек, поскольку за период простоя оно было разукомплектовано и пришло в негодность, а также морально и физически устарело.
Доводы РЭК Омской области о том, что затраты на указанные мероприятия относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, и потому не подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у общества имеется инвестиционная программа, включающая в себя мероприятия по строительству (реконструкции) вышеназванных объектов электросетевого хозяйства.
Поскольку ОАО "ТГК N 11" не является сетевой компанией и не имеет инвестиционную программу субъекта естественной монополии, его затраты на проведение мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства не могут быть определены в качестве инвестиционной составляющей расходов и компенсированы путем включения их в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах, как верно отметил суд апелляционной инстанции, установление платы за технологическое присоединение без учета затрат электростанции на строительство новых или реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства влечет невозможность фактического выполнения работ по технологическому присоединению без причинения ущерба энергоснабжающей организации.
Доказательств того, что у общества, не оказывающего услуги по передаче электроэнергии, имеется самостоятельный экономический интерес для строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства кроме как в рамках реализации индивидуальных технических условий присоединения объектов ОАО "МРСК Сибири", суду не представлено.
Доводы РЭК Омской области о необходимости исключения из платы за технологическое присоединение расходов общества на строительство (реконструкцию) объектов электросетевого хозяйства в размере 46 975 450 руб. 88 коп. по мотивам инвестиционной составляющей таких затрат, не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование общества, признав недействительным оспариваемое распоряжение РЭК Омской области об установлении платы за технологическое присоединение.
Судом кассационной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Иное толкование РЭК Омской области положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права. Переоценка установленных судом нижестоящей инстанции фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 03.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-990/2012 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением от 03.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 18.04.2012 Арбитражного суда Омской области отменено, распоряжение РЭК Омской области от 15.12.2011 N 01-03/139 признано недействительным.
...
По мнению подателя кассационной жалобы, на общество, не являющееся сетевой организацией по смыслу статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и не имеющее инвестиционной программы субъекта естественной монополии, не распространяется механизм возмещения расходов на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства с использованием таких программ.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2013 г. N Ф04-3414/13 по делу N А46-990/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3414/13
03.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
03.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
19.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
25.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-990/12