город Омск |
|
03 июня 2013 г. |
Дело N А46-990/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4470/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2012 по делу N А46-990/2012 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237 ИНН 5406323202) к Региональной энергетической комиссии Омской области, при участии в деле третьего лица - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", о признании недействительным распоряжения N 01-03/139 от 15.12.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семёнова Анастасия Леонидовна по доверенности N 03-03/504 оф от 20.09.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Ширяева Татьяна Анатольевна по доверенности N 01-08/3 от 09.01.2013 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Пестов Дмитрий Валерьевич по доверенности N 100 от 21.03.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "ТГК-11", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту - РЭК Омской области, заинтересованное лицо), в котором просило признать недействительным распоряжение N 01-03/139 от 15.12.2011 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал ОАО "МРСК "Сибири" - "Омскэнерго") к распределительным устройствам открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N11" (Омский филиал)".
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2012 по делу N А46-990/2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
С решением суда первой инстанции ОАО "ТГК N 11" не согласилось, обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
29 ноября 2011 года ОАО "ТГК - 11" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ПС 110/10 кВ "Титан" к распределительным устройствам 110 кВ СП "ТЭЦ-4" по линиям С-15,С-16, представив расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению в сумме 65973477,04 руб.
Распоряжением РЭК Омской области N 01-03/139 от 15.12.2011 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал ОАО "МРСК "Сибири" - "Омскэнерго") к распределительным устройствам открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N11" (Омский филиал)" размер платы установлен в сумме 18998026 руб. Расходы в сумме 46975450,88 руб. на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в состав платы за технологическое присоединение не включены.
ОАО "ТГК-11", считая распоряжение РЭК Омской области N 01-03/139 от 15.12.2011 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал ОАО "МРСК "Сибири" - "Омскэнерго") не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N861 от 27.12.2004, а также пунктами 11, 12 Методических указаний по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ от 30.11.2010 N 365-э/5.
Суд указал, что в рассматриваемом случае ОАО "ТГК-11" выполняет функции сетевой организации при заключении договора технологического присоединения, в связи с чем при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, кроме стоимости выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "ТГК-11". Считает ошибочными выводы суда о том, что ОАО "ТГК-11" является сетевой организацией, поскольку при технологическом присоединении к распределительным устройствам электростанции выполняет лишь часть функций сетевой организации, в связи с чем применение к генерирующим компаниям порядка определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, установленного исключительно для сетевых организаций, невозможно.
Также податель жалобы выразил несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в состав платы за технологическое присоединение включены мероприятия по усилению существующей электрической сети. В данном случае, как указано в апелляционной жалобе, имеет место быть мероприятие, направленное на создание новой электрической сети в границах Омской ТЭЦ-4, а не на усиление существующей. Мероприятия по реконструкции ячеек С-15, С-16 в закрытых распределительных устройствах Омской ТЭЦ-4 не предусмотрены инвестиционной программой ОАО "ТГК-11", они не являются мероприятиями, связанными с развитием существующей инфраструктуры и не могут быть возмещены в составе тарифа на передачу электрической энергии.
РЭК Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, а также дополнения к нему, в которых просит отказать в удовлетворении требований заявителя, указывая на статус заявителя как сетевой организации, а также верное применение судом первой инстанции норм материального права.
ОАО "МРСК Сибири", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заседание суда апелляционной инстанции проведено при участии представителей ОАО "ТГК-11", РЭК Омской области, соответственно поддержавших доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, а также при участии представителя ОАО "МРСК Сибири", возразившего против отмены судебного решения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК-11", обращаясь в РЭК Омской области с заявлением на установление тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям Омского филиала ОАО "ТГК-11" на 2011 год, представило ряд документов, в том числе: пояснительная записка к расчету тарифов на технологическое присоединение к сетям ОАО "ТГК-11" по заявке от ОАО "МРСК Сибири" по ПС 110/10 кВ Титан; зазключение об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ПС 110/10 кВ "Титан" ЗРУ 110 кВ СП "ТЭЦ-4" по линиям С-15, С-16; расчет тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" по заявке от ОАО "МРСК Сибири" по ПС 110/10 кв. "Титан".
Из указанных документов следует, что обеспечить технологическое присоединение и надежное электроснабжение в объеме 50 МВт намечаемой к строительству ПС 110/10 кВ "Титан" Омский филиал ОАО "ТГК-11" может только при условии реконструкции ЗРУ-110 кВ ТЭЦ-4 ячеек ВЛ 110 кВ С-15 и С-16, к которым будет подключаться эта подстанция. Оборудование ячеек С-16 и С-16 введено в эксплуатацию в 1965-1966 годах, при нормальном сроке службы 25-30 лет. Установленные в ячейках воздушные выключатели, разъединители, проходные вводы со встроенными ТТ, ВЧ заградители, а также относящиеся к этим присоединением устройства РЗА морально и физически устарели, сняты с производства, выпуск запасных частей к ним прекращен. С 1986 года линии С15, С-16 отключены и до настоящего времени остаются невостребованными, протоколом от 11.05.1995 руководством ТЭЦ-4 было принято решение о прекращении ремонта оборудования ячеек в этих ВЛ. В настоящее время эти выключатели разукомплектованы и восстановлению не подлежат. Кроме того, в соответствии с циркуляром Ц-01-01 (Э) от 14.05.2001 требуется замена всей опорно-стержневой изоляции, установленной в ячейках С-15, С-16. Состояние проходных маслонаполненных вводов в ячейках С-15, С-16 не соответствует требованиям НТД, необходима их замена. Таким образом, ячейки линии С-15 и С-16 требуют практически полного восстановления. Кроме того, для ячеек С-15, С-16 требуется создание системы коммерческого учета электроэнергии с подключением ее к действующей АИИС КУЭ, а также системы телемеханики и связи с подключением ее к действующей СТМиС.
Также в пояснительной записке по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, приложенной к заявлению ОАО "ТГК-11", поданному в РЭК Омской области, указано, что потребность в капиталовложениях ОАО "ТГК-11" для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства ПС 110/10 кВ "Титан" по индивидуальному проекту к РУ-110 кВ Омской ТЭЦ-4 составляет 52 756 662 руб. 53 коп. без НДС и установлена в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства.
Из оспариваемого распоряжения РЭК Омской области и отзыва на заявление ОАО "ТГК-11" (т.1 л.д. 96) следует, что, поскольку действующая нормативная база не предусматривает включение расходов на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, РЭК Омской области для ОАО "ТГК-11" установило плату за технологическое присоединение без учета расходов на реконструкцию распределительных устройств электростанции ОАО "ТГК-11".
Суд апелляционной инстанции считает позицию заинтересованного лица неправомерной.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктами 28 - 33.1 Правил технологического присоединения установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.
Одним из таких критериев наличия технической возможности технологического присоединения является в том числе отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (подпункт "в" пункта 28 названных Правил).
В отсутствие технической возможности технологического присоединения, оно может быть осуществлено по индивидуальному проекту, в особом порядке (пункт 30 Правил). В этом случае в заявке об установлении платы за технологическое присоединение прикладывается проектная документация (при технологическом присоединении к объектам единой национальной электрической сети), индивидуальные технические условия, калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления технологического присоединения, расчет валовой выручки.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил заявление об установлении платы за технологическое присоединение подается в орган, осуществляющий тарифное регулирование, в случаях, когда присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.
Следовательно, исключение таких расходов из состава платы за технологическое присоединение по мотивам направления их на развитие существующей инфраструктуры возможно только при включении объектов в инвестиционные программы субъектов естественных монополий, представленных в Министерство энергетики Российской Федерации (пункт 29 Правил, постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики").
Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемые в состав затрат по технологическому присоединению необходимо отличать от инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не включаемой в состав такой платы (пункты 9 и 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5 и действующих на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Доказательств того, что строительство (реконструкция) объектов, указанных ОАО "ТГК-11" в заявлении об установлении платы за технологическое присоединение, предусмотрено инвестиционными программами заявителя, в деле не имеется. Следовательно, исключение РЭК Омской области из платы за технологическое присоединение затрат на строительство (реконструкцию) объектов электроэнергетики, необходимых для осуществления технологического присоединения, по мотивам инвестиционной составляющей таких затрат, не основано на имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденное приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5, при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения Заявителя, включающие стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний. При этом состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям (пункт 9 Методических указаний).
При отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих установок потребителя к распределительным сетям электростанции без строительства новых или реконструкции имеющихся объектов электросетевого хозяйства установление платы за технологическое присоединение без учета таких необходимых затрат влечет невозможность и фактического выполнения работ по технологическому присоединению без причинения ущерба энергоснабжающей организации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности определения РЭК Омской области платы за технологическое присоединение без учета доводов ОАО "ТГК-11" и представленных им доказательств о необходимости проведения работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, в отсутствие доказательств, опровергающих довод заявителя о невозможности технологического присоединения без проведения таких работ.
Довод заинтересованного лица и вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний стоимость работ по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не входит в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Заявитель по делу является генерирующей компанией, не имеет права на осуществление деятельности по передаче электрической энергии и, соответственно, не может считаться территориальной сетевой организацией в смысле, придаваемом Федеральным законом "Об электроэнергетике" (схожий вывод сформулирован Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении президиума N 6332/2012 от 11.12.2012).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции, последняя выполняет функции сетевой организации в части согласования технических условий, в том числе со смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора. Однако, из содержания указанного пункта Правил не следует, что электростанция выполняет все функции сетевой организации по отношению к потребителю. В связи с этим на владельца электростанции, применительно к рассматриваемому случаю, законом не возложена обязанность принимать на себя расходы, связанные с усилением своей электросети в случае прямого присоединения к электростанции энергопотребителя (миную сетевую организацию). Такая обязанность существует исключительно у сетевых организаций. Поэтому указанные расходы подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции, сформулированные в обжалуемом решении, следует признать ошибочными, а оспариваемое распоряжение - незаконным и нарушающим права заявителя, в связи с чем требования последнего подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по делу, понесенные заявителем, подлежат возложению на заинтересованное лицо.
Поскольку ОАО "ТГК-11" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (2000 руб. вместо 1000 руб.), излишне уплаченная сумма подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2012 по делу N А46-990/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным распоряжение Региональной энергетической комиссии Омской области N 01-03/139 от 15.12.2011 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиала ОАО "МРСК "Сибири" - "Омскэнерго") к распределительным устройствам Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (Омский филиал)".
Обязать Региональную энергетическую комиссию Омской области установить размер платы за технологическое присоединение к распределительным устройствам 110 кВ СП ТЭЦ-4 открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (Омский филиал) объекта ПС 110/10 кВ "Титан" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиала ОАО "МРСК "Сибири" - "Омскэнерго"), расположенного по адресу: Омская область, город Омск, северо-западная промышленная площадка, район Красноярского тракта, с заявленной мощностью 50 МВт, в размере 65 973 477 рублей 04 копейки.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237 ИНН 5406323202) судебные расходы в размере 5 000 руб. 00 коп.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237 ИНН 5406323202) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 912 от 27.01.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-990/2012
Истец: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Третье лицо: открытое акционерное обещство "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределиельная сетевая компания Сибири"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3414/13
03.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
03.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
19.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
25.05.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4470/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-990/12