г. Тюмень |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А75-16079/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гален" на решение от 27.01.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 13.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А75-16079/2015 по заявлению прокуратуры города Сургута (628418, г. Сургут, ул. Островского, д. 47, ИНН 8601010505, ОГРН 1028600516911) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гален" (г. Сургут, ул. Дзержинского, д. 16В, кв. 72, ИНН 8602225060, ОГРН 1028600605681) к административной ответственности.
В заседании принял участие генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Гален" Князев А.Д. (приказ от 16.11.2014).
Суд установил:
Прокуратура города Сургута обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гален" (далее - ООО "Гален", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 27.01.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование прокуратуры города Сургута удовлетворено, ООО "Гален" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
По мнению ООО "Гален", обращение Васильева В.П. в прокуратуру было написано в отношении всех медицинских учреждений города Сургута, а не в отношении общества, пациентом которого он не был, следовательно, невозможно определить предмет проверки, проведенной прокуратурой в отсутствие полномочий.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ООО "Гален" и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Гален" имеет лицензию от 29.09.2014 N ЛО-86-01-001905 на осуществление медицинской деятельности при осуществлении медицинской помощи по рентгенологии, сестринскому делу, стоматологии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии ортопедической, рентгенологии, стоматологии детской, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, выданную Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения обществом законодательства, регулирующего оборот лекарственных средств, медицинских изделий, требований санитарно-эпидемиологический правил и норм (далее - СанПиН) при осуществлении деятельности по оказанию стоматологической помощи.
Проверкой установлены нарушения пункта СанПиН 4.11 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", в результате которых в хирургическом кабинете медицинские эпидемиологически опасные отходы класса Б, материалы, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями собираются в плевательницу, выстланную нагрудником голубого цвета.
В нарушение пункта 8.8 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10 в хирургическом кабинете внутренняя поверхность медицинской мебели имеет в большом количестве дефекты в виде ржавчины, отслоения краски и шелушения, что не обеспечивает устойчивость к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
В хирургическом кабинете не соблюдается функциональное использование емкостей: использованная ветошь для дезинфекции складирована в емкость для транспортировки использованных медицинских инструментов, что является нарушением пункта 1.3 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10. В нарушение положений пункта 12.4.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в хирургическом кабинете не проводится дезинфекция емкостей дозаторов антисептика и жидкого мыла: новые порции антисептика и мыла наливают в не обработанные дозаторы.
В помещении стоматологической клиники общества установлено, что медицинской сестрой хирургического кабинета не соблюдаются необходимые условия для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук: длинные ногти, покрашены лаком, наличие на руках ювелирных украшений (колец, часов), что является нарушением пункта 2.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В кабинете, в котором проводится обработка инструментов, не предусмотрена отдельная раковина для мытья рук: имеется 2 раковины с маркировкой "для обработки ИМН" (изделий медицинского назначения), чем нарушены положения пункта 5.8 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В нарушение пункта 2.25 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в хирургическом кабинете в ящике для хранения изделий медицинского назначения находятся простерилизованные упаковки со стоматологическим инструментарием, на которых указанные даты не позволяют установить точные сроки (число, месяц, год) использования. Не соблюдается график ежедневного контроля качества предстерилизационной очистки: в журнале учета результатов контроля качества предстерилизационной очистки отсутствует запись результатов контроля зондов, шприцев и пинцетов от 14.12.15, однако, в журнале учета стерилизации имеются отметки о проведении циклов стерилизации данных стоматологических инструментов 14.12.15, что является грубым нарушением требований пунктов 2.12, 2.14 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Также проверкой установлено, что в нарушение требований статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", отсутствует приказ "Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении", принимаемого во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Положение N 291).
По результатам проверки составлен акт от 18.12.2015, в котором отражены выявленные нарушения, послужившие основанием для вынесения прокурором постановления от 24.12.2015 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания пунктов 4, 5 Положения N 291 следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям; наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 5 Положения N 291 при осуществлении медицинской деятельности лицензиат обязан соблюдать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов. Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
Для сбора органических, жидких отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия.
В случае применения аппаратных методов обеззараживания в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, на рабочих местах допускается сбор отходов класса Б в общие емкости (контейнеры, пакеты) использованных шприцев в неразобранном виде с предварительным отделением игл (для отделения игл необходимо использовать иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели), перчаток, перевязочного материала и так далее.
В соответствии с пунктом 8.8 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Кроме того, согласно пункту 1.3 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами); для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; для обеззараживания уборочного материала, отходов классов Б и В.
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах (пункт 12.4.5 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Для достижения эффективного обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов снять также часы, браслеты. Для высушивания рук использовать полотенца или салфетки однократного применения, при обработке рук хирургов - только стерильные (пункт 12.9.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В соответствии с пунктом 5.8 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку).
Хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах. Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению (пункт 2.25 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10).
Предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способом. Предстерилизационную очистку изделий проводят в централизованных стерилизационных, при отсутствии централизованных стерилизационных этот этап обработки осуществляют в отделениях лечебных организаций.
Контроль качества предстерилизационной очистки проводят ежедневно. Контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале (пункты 2.12, 2.14 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10).
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 Положения N 291, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Гален" состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы общества о том, что проверка проведена прокуратурой города Сургута в отсутствие полномочий и необоснованно, поскольку Васильев В.П. не являлся пациентом ООО "Гален", являются несостоятельными.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, предметом проверки в рамках прокурорского надзора является соблюдение законодательства по фактам, изложенным в поступившей информации о нарушениях, а не в целом деятельность организации.
Следовательно, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации.
Несогласие ООО "Гален" с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.01.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.05.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16079/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль качества предстерилизационной очистки проводят ежедневно. Контролю подлежат: в стерилизационной - 1% от каждого наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке - 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но не менее трех единиц. Результаты контроля регистрируют в журнале (пункты 2.12, 2.14 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10).
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 Положения N 291, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
...
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
...
Несогласие ООО "Гален" с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2016 г. N Ф04-3662/16 по делу N А75-16079/2015