г. Тюмень |
|
27 августа 2013 г. |
Дело N А70-2821/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Цимлянское" на решение от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 20.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Рыжиков О.Ю., Сидоренко О.А.) по делу N А70-2821/2012 по заявлению некоммерческого партнерства "Цимлянское" (625041, г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, ИНН 7202086973, ОГРН 1037200551706) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 Некоммерческому партнерству "Цимлянское" в собственность за плату;
об обязании предоставить земельный участок площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенный по адресу:
г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 в собственность за плату.
В заседании приняли участие представители:
от некоммерческого партнерства "Цимлянское" - Соболева М.В., по доверенности от 30.04.2013 N 83-13
от департамента имущественных отношений Тюменской области - Брускова Т.А., по доверенности от 29.12.2012 N 15526/08-3,
Суд установил:
некоммерческое партнерство "Цимлянское" (далее - заявитель, НП "Цимлянское") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью 22,2378 га с кадастровым номером 72:23:0214003:0029, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 НП "Цимлянское" в собственность за плату.
Определением от 25.07.2012 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6295/2012.
Решением суда от 14.08.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.11.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6295/2012, департаменту отказано в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования НП "Цимлянское" на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029.
Решением от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе НП "Цимлянское" просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов о нахождении на испрашиваемом земельном участке городских лесов и отнесении его к землям общего пользования не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель департамента с жалобой не согласен, простит оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что НП "Цимлянское" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:23:30:14:14:013, площадью 22,2378 га, по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71 (далее - земельный участок).
29.08.2012 за заявителем зарегистрировано право собственности на нежилое двухэтажное строение общей площадью 309,9 кв. м, по адресу: г. Тюмень, ул. Барнаульская, 71, строение 9, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 29.08.2012 серии 72 НМ N 258200.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам о земельном участке, кадастровый номер земельного участка был изменен на кадастровый номер 72:23:0214003:29.
Во исполнение требований Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ), НП "Цимлянское" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214003:29.
Письмом от 17.02.2012 N 1879/08-3 департамент отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не исключен из государственного лесного реестра, относится к землям лесного фонда и находится в границах квартала 7, выделы 2, 30, 42, 43, 67, 69, 70 Тюменского лесничества, в связи с чем лесной участок, как объект гражданских прав, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) отнесен к земельным участкам общего пользования и в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и не подлежит приватизации.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения НП "Цимлянское" в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что земельный участок относится к землям общего пользования в связи с нахождением на нем городских лесов, и не может быть приватизирован в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ. Кроме того, испрашиваемый земельный участок занят водным объектом (прудом).
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) в соответствии с законом, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами установлено, что согласно актам обследования земельного участка от 22.12.2011 N 1777/23-48449, от 26.04.2012 N 554/23-48449 на испрашиваемом земельном участке расположен Лесопарковый комплекс г. Тюмени, являющийся памятником природы регионального значения.
Согласно статье 6 ЛК РФ леса могут располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Согласно частям 1, 5 статьи 102 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу пункта "г" части 2 статьи 102 ЛК РФ городские леса относятся к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов относятся к вопросам местного значения городских округов.
Из представлено письма департамента земельных ресурсов администрации г. Тюмени от 31.01.2012 N 14-18-22 следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, занятых городскими лесами.
Кроме того, указанным письмом подтверждается факт проведения в отношении земель, занятых городскими лесами лесоустройства в соответствии со статьями 23, 67 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся также сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Судами установлено, что в соответствии с выпиской от 14.01.2013 земельный участок с кадастровым номером 72:23:0214003:0029 входит в следующие территориальные зоны: "зона общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания", "зона учреждений и объектов рекреационного назначения", "зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур".
В соответствии со статьей 73 решения Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки г. Тюмени" зона, занятая городскими лесами, парками, городскими садами (Р-3), выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующих массивов городских лесов, создания экологически чистой окружающей среды, в интересах здоровья и организации мест отдыха населения.
Суды, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что на земельном участке расположены городские леса. Испрашиваемый участок расположен, в том числе в зоне Р-1 (зона учреждений и объектов рекреационного значения), которая относится к рекреационным зонам в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки г. Тюмени".
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, в силу прямого указания закона запрещена приватизация испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок (находится в государственной собственности), занятый городскими лесами, предназначен для отдыха граждан и туризма, следовательно, подлежит беспрепятственному использованию неограниченным кругом лиц.
На основании изложенного, суды правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказали НП "Цимлянское" в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражных судов соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 N 16662/11.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы и им дана верная правовая оценка, поэтому не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.02.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2821/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта "г" части 2 статьи 102 ЛК РФ городские леса относятся к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
В силу пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов относятся к вопросам местного значения городских округов.
Из представлено письма департамента земельных ресурсов администрации г. Тюмени от 31.01.2012 N 14-18-22 следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, занятых городскими лесами.
Кроме того, указанным письмом подтверждается факт проведения в отношении земель, занятых городскими лесами лесоустройства в соответствии со статьями 23, 67 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся также сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
...
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
...
Выводы арбитражных судов соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 N 16662/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 августа 2013 г. N Ф04-3960/13 по делу N А70-2821/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3960/13
20.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2575/13
13.05.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2821/12
01.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2575/13
25.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2575/13
08.02.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2821/12