г. Тюмень |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А67-7191/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ТОМ-ДОМ ТДСК" на решение от 12.04.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 23.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Полосин А.Л.) по делу N А67-7191/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "ТОМ-ДОМ ТДСК" (634021, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/1, ИНН 7021050358, ОГРН 1027000906460) к Городской административной комиссии г. Томска об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "ТОМ-ДОМ" (далее - Общество, ЗАО "ТОМ-ДОМ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Городской административной комиссии города Томска (далее - административный орган, Городская административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2012 N 37/5 о привлечении к административной ответственности по частям 1, 2, 3 статьи 7.8, статье 8.10 Закона Томской области от 26.12.2008 N 295-03 "Кодекс Томской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП ТО) в виде штрафа в размере 230 000 руб.
Решением от 12.04.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 23.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.8 КоАП ТО, прекратив производство по делу в указанной части, признав в действиях Общества наличие составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 статьи 7.8 КоАП ТО и статьи 8.10 КоАП ТО.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, материалы административного дела не содержат достаточных доказательств вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Общество указывает на процессуальные нарушения при производстве по данному административному делу, ссылаясь на положения статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя Общества, на пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", о ненадлежащем извещении законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку при составлении протокола присутствовал представитель Общества - Кирсанов В.А. по общей доверенности.
В отзыве на кассационную жалобу Городская административная комиссия, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.10.2012 по адресу: г. Томск, пер. Овражный, 22 главным специалистом отдела по содержанию и эксплуатации объектов дорожного хозяйства Комитета по благоустройству, дорожному хозяйству и гидротехническим сооружениям департамента городского хозяйства администрации города Томска - Кургановской О.Е. выявлен факт проведения ЗАО "ТОМ-ДОМ", как заказчиком по договору строительного подряда, земельных работ без ордера, без вывозки грунта, при отсутствии ограждений, пешеходных мостиков, дорожных знаков, указателей, информационных табличек, без освещения места проведения земляных работ, соблюдение которых обязательно согласно пунктам 4.2, 4.3, 4.13 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" от 26.01.2011 N 55.
По результатам проверки в адрес Общества был направлен факс о явке представителя 09.10.2012 к 09 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление было получено секретарем Общества - Грипенко Л.С., уполномоченным на получение извещений, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
При участии представителя Общества - Кирсанова В.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2012, был составлен протокол об административном правонарушении N 16 о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2, 3, статьи 7.8, статьи 8.10 КоАП ТО.
Городская административная комиссия, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества, 09.10.2012 вынесла постановление N 37/5, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.10 КоАП ТО, в виде назначения административного штрафа в размере 200 000 руб., предусмотренной частью 1 статьи 7.8 КоАП ТО в виде назначения административного штрафа в размере 20 000 руб., предусмотренной частью 3 статьи 7.8 КоАП ТО в виде назначения административного штрафа в размере 10 000 руб. и окончательно определено административное наказание в виде административного штрафа в размере 230 000 руб.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества по части 2 статьи 7.8 КоАП ТО в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходили из наличия в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 статьи 7.8, статьей 8.10 КоАП ТО.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными, соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 8.10 КоАП ТО нарушение установленных органами местного самоуправления правил по благоустройству, озеленению территории влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 7.8 КоАП ТО проведение земляных работ без вывозки грунта в местах, где работа в отвал запрещена, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отсутствие ограждения, пешеходных мостиков, дорожных знаков, указателей, информационных табличек, освещения в местах проведения земляных работ влечет наложение административного штрафа по части 3 статьи 7.8 КоАП ТО на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей.
Устройство, санитарное содержание, организация уборки, обеспечение чистоты и порядка, порядка проведения работ по благоустройству городских территорий осуществляется на основании Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск", утвержденных постановлением Администрации города Томска N 55 от 26.01.2011 (далее - Правила благоустройства от 26.01.2011 N 55).
Согласно пункту 4.2 Правил благоустройства от 26.01.2011 N 55 производство земляных работ должно осуществляться только на основании специального разрешения - ордера на производство земляных работ (далее - ордер), выданного в установленном порядке Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска (далее - уполномоченный орган).
Ордер выдается организации (лицу), являющейся (являющемуся) заказчиком земляных работ. Для целей настоящего раздела заказчиком земляных работ (заказчиком работ) признается юридическое или физическое лицо, заинтересованное в проведении земляных работ в целях строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта принадлежащего ему имущества или эксплуатируемого им имущества и(или) в целях подземной прокладки (в том числе для переноса) кабельных линий связи, сетей инженерно-технического обеспечения, объектов электросетевого хозяйства, и(или) в целях проведения изыскательских работ, и (или) в иных целях, не противоречащих действующему законодательству и муниципальным правовым актам (пункт 4.3 Правил).
Заказчик земляных работ, которому выдан ордер, несет ответственность за безопасное и своевременное (то есть в указанные в ордере сроки) проведение земляных работ, за своевременное и качественное осуществление благоустройства территории, на которой производились земляные работы (в том числе восстановление нарушенного благоустройства территории по окончании работ).
В случае если земляные работы производились без полученного в установленном порядке ордера, ответственность за качество выполнения работ по благоустройству территории, ответственность за своевременное устранение недостатков по качеству работ (просадок, деформации восстановленного покрытия и т.п.), а также за восстановление поврежденных инженерных коммуникаций несет организация (лицо), являющаяся (являющееся) заказчиком работ (пункт 4.3 Правил).
В целях обеспечения требований безопасности заказчик земляных работ обязан: выставить необходимые дорожные знаки, обеспечивающие круглосуточную безопасность движения транспорта и пешеходов; оградить место производства работ; на ограждении необходимо вывесить таблички с названием организации, производящей работы, сроком окончания работ, указанием фамилии, имени, отчества лиц, ответственных за проведение работ, телефоны, по которым можно с ними связаться; в темное время суток обозначить выставленные ограждения красными световыми сигналами; устроить подъезды и подходы к ближайшим к месту проведения работ зданиям и сооружениям, в том числе надлежащей прочности мостики через траншеи (пункт 4.13 Правил).
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Общество, являясь заказчиком по договору на производство работ по прокладке труб методом ГНБ для прокладки кабеля в строящемся доме по пр. Комсомольский в г. Томске, при проведении земляных работ не получило ордер на их проведение от уполномоченного органа, проводило земляные работы при отсутствии ограждений, пешеходных мостиков, дорожных знаков, указателей, информационных табличек, освещения в местах проведения земляных работ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 статьи 7.8, статьей 8.10 КоАП ТО. Административным органом соблюден установленный законом порядок привлечения Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о ненадлежащем уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что уведомление о явке представителя для составления протокола об административном правонарушении получено 02.10.2012 секретарем Общества, что признано судами надлежащим извещением заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридического лица на основании статьи 28.2 КоАП РФ (при составлении протокола об административном правонарушении), могут осуществляться им как лично, так и через лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Протокол от 03.10.2012 N 16 по делу об административном правонарушении был составлен при участии представителя Общества Кирсанова В.А., действующего по доверенности от 10.01.2012, и получен данным представителем Общества, в котором указаны дата, время и место рассмотрения об административном правонарушении, что свидетельствует о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из вышеизложенного следует, что Общество имело реальную возможность своевременно и полно реализовать свои процессуальные гарантии (на всех стадиях административного процесса), но должным образом не воспользовалось ею.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, которым судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.04.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 23.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7191/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 статьи 7.8, статьей 8.10 КоАП ТО. Административным органом соблюден установленный законом порядок привлечения Общества к административной ответственности.
...
Права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридического лица на основании статьи 28.2 КоАП РФ (при составлении протокола об административном правонарушении), могут осуществляться им как лично, так и через лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 сентября 2013 г. N Ф04-4195/13 по делу N А67-7191/2012
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4195/13
23.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3211/13
12.04.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7191/12
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-7191/12