г. Тюмень |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А45-25808/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Шанауриной Ю.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска на решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) и постановление от 15.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю., Павлюк Т.В.) по делу N А45-25808/2012 по иску муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) к открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 4, ОГРН 1035402518986, ИНН 5406268216) об обязании передать в муниципальную собственность объекты недвижимости.
Другие лица, участвующие в деле: Совет депутатов города Новосибирска, открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Пирогов М.В.) в заседании участвовали представители открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" Красавина О.Ю. по доверенности от 16.01.2012 N 2, мэрии города Новосибирска Королев Д.Б. по доверенности от 09.01.2013.
Суд установил:
муниципальное образование город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго") об обязании передать в муниципальную собственность:
- незавершённый строительством объект - теплотрассу 2Ду 800 мм, протяжённостью 3 570 м от Калининской котельной до павильона N 39;
- незавершённый строительством объект - теплотрассу 2Ду 700 мм, протяжённостью 400 м от ПНС - 11 до улицы Лазурной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет депутатов города Новосибирска, открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - ОАО "СИБЭКО").
Решением суда от 12.02.2013, оставленным без изменения постановлением от 15.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Мэрия обратилась с кассационной жалобой, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суды в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не дали правовой оценки доводам о добровольном возложении ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" на себя обязанности по передаче в муниципальную собственность спорных объектов. Ссылается на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода судов об отсутствии в Инвестиционной программе обязанности ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" передать спорное имущество в муниципальную собственность. Считает неправомерной ссылку судов на статьи 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Указывает, что не соответствуют фактическим обстоятельствам дела выводы судов о недоказанности наличия нарушенного права и факта существования спорного имущества в натуре.
ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" в отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу Мэрии - без удовлетворения.
ОАО "СИБЭКО" в представленном отзыве отмечает, что судами дана правильная правовая оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 825 была утверждена Инвестиционная программа ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" "Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска" на 2008-2010 годы".
Положения Инвестиционной программы закрепляют мероприятия, направленные на окончание строительства теплотрассы 2Ду 800 мм, протяжённостью 3 570 м от Калининской котельной до павильона N 39; теплотрассы 2Ду 700 мм, протяжённостью 400 м от ПНС - 11 до улицы Лазурной. Также было предусмотрено, что вновь создаваемые в процессе реализации программы объекты поступят в муниципальную собственность города Новосибирска.
Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска 07.11.2011 и 18.01.2012 в адрес ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" направлены письма с требованием о передаче в муниципальную собственность вновь созданных в рамках Инвестиционной программы объектов теплоснабжения. Ответы на письма получены не были.
Указывая, что ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" не осуществило передачу созданных объектов в муниципальную собственность, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Инвестиционная программа не может регулировать отношения собственности, Мэрия не доказала наличия нарушенного или оспоренного права и факт существования в натуре спорных объектов.
Арбитражные суды приняли во внимание следующее. Решением от 19.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4707/2008 установлено, что Инвестиционная программа не регулирует отношения сторон по поводу права собственности на созданные объекты недвижимого имущества, является перечнем мероприятий, которые могут быть реализованы исполнителем программы, а также порядок и источники финансирования этих мероприятий. Руководствуясь статьёй 69 АПК РФ, суды учли выводы по ранее рассмотренному делу и правомерно указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", установили, что действующее законодательство, а также Инвестиционная программа не предусматривают обязанности ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" передать в муниципальную собственность спорные объекты.
Учитывая статьи 8, 11, 12 ГК РФ, статью 4 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о недоказанности истцом наличия у него нарушенного или оспоренного права, защита (восстановление) которого возможны путём предъявления иска об обязании передать в муниципальную собственность объекты незавершённого строительства.
Кроме того, суды правомерно указали на отсутствие доказательств, подтверждающих существование в натуре спорных объектов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении иска Мэрии об обязании ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" передать в муниципальную собственность спорные объекты недвижимого имущества.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на надлежащем применении норм материального права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25808/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суды в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не дали правовой оценки доводам о добровольном возложении ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" на себя обязанности по передаче в муниципальную собственность спорных объектов. Ссылается на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода судов об отсутствии в Инвестиционной программе обязанности ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" передать спорное имущество в муниципальную собственность. Считает неправомерной ссылку судов на статьи 8, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Указывает, что не соответствуют фактическим обстоятельствам дела выводы судов о недоказанности наличия нарушенного права и факта существования спорного имущества в натуре.
...
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 825 была утверждена Инвестиционная программа ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" "Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска" на 2008-2010 годы".
...
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", установили, что действующее законодательство, а также Инвестиционная программа не предусматривают обязанности ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" передать в муниципальную собственность спорные объекты."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2013 г. N Ф04-3780/13 по делу N А45-25808/2012