г. Тюмень |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А67-7664/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Кадниковой О.В.
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ответчик) на решение от 31.01.2013 (судья Кузнецов А.С.) Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.03.2013 (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7664/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гран" (634034, город Томск, улица Белинского, 53, ИНН 7020008096, ОГРН 1027000871083) к департаменту экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, город Томск, переулок Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) о признании незаконным решения об отказе в приватизации.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гран" (далее - ООО "Гран") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - департамент) о признании незаконными решения об отказе в приватизации, выраженного в письме от 08.11.2012 N 01-01-18/13110, об обязании департамента внести соответствующие изменения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества и об утверждении условий приватизации помещений площадью 234,8 квадратных метра, находящихся по адресу: город Томск, площадь Ново-Соборная, 2, кадастровый номер 70:21:0200009:2196 с обоснованием применения в отношении данного объекта порядка приватизации, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159), с приложением отчёта о рыночной стоимости объекта и иных документов, предусмотренных пунктом 4.5 прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на 2012 год, утверждённого решением Думы города Томска от 11.10.2011 N 232.
Решением от 31.01.2013 заявленные требования удовлетворены, с департамента в пользу ООО "Гран" взысканы судебные расходы по государственной пошлине в размере 4 000 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2013 решение отменено в части взыскания с департамента в пользу ООО "Гран" судебных расходов в размере 2 000 рублей, ООО "Гран" возвращена из федерального бюджета уплаченная по платёжному поручению от 02.11.2012 N 487 государственная пошлина по первой инстанции в размере 2 000 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения.
С решением от 31.01.2013 и постановлением от 25.03.2013 не согласился департамент, в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает, что судами неправильно применён пункт 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Помещения площадью 234,8 квадратных метра, находящиеся по адресу: город Томск, площадь Ново-Соборная, 2, входят в состав объекта недвижимости общей площадью 1 037,3 квадратных метра, расположенного по адресу: город Томск, площадь Ново-Соборная, 2, являющегося муниципальной собственностью. Из названных арендуемых помещений невозможно сформировать отдельный обособленный объект, что подтверждается кадастровым паспортом помещений.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Гран" с её доводами не согласилось, считает принятые судебные акты законными, просит оставить их без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между администрацией города Томска и ООО "Гран" 01.09.2005 заключён договор N 4501 аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: город Томск, площадь Ново-Соборная, 2, площадью 235,2 квадратных метра (номера помещений на поэтажном плане: 10, 13 (подвал), 8, 11-15 (первый этаж), являющихся муниципальной собственностью города Томска.
ООО "Гран" обратилось в департамент с заявлением от 26.10.2012 N 8957, в котором просило произвести действия, необходимые для принятия Думой города Томска решения об утверждении условий приватизации вышеуказанных помещений, что является обязательным этапом для реализации права заявителя на приватизацию арендуемых помещений.
Департамент письмом от 08.11.2012 N 01-01-18/13110 отказал в совершении указанных действий, сославшись на то, что арендуемые помещения являются частью объекта недвижимости площадью 1 037,3 квадратных метра, находящегося в собственности муниципального образования "Город Томск", и раздел данного объекта не отвечает интересам собственника.
ООО "Гран", посчитав отказ департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространённых полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Гран" арендует спорные помещения более двух лет, у него не имеется задолженности по арендной плате, арендуемые помещения поставлены на кадастровый учёт, имеют между собой сообщение через лестницу и лифт, а также отдельный выход на улицу, подтверждением чему являются технические паспорта объекта от 25.06.2008 и от 13.03.2013, следовательно, из них можно сформировать нежилое помещение как обособленный объект.
Исходя из установленных обстоятельств, суды указали, что отказ в приватизации является незаконным, так как нарушает права и законные интересы заявителя, создаёт ему препятствия в реализации им преимущественного права выкупа спорного имущества, предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ.
ООО "Гран" соответствует всем условиям для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили требования ООО "Гран" о признании незаконными решения об отказе в приватизации, выраженного в письме от 08.11.2012 N 01-01-18/13110, об обязании департамента внести соответствующие изменения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества и об утверждении условий приватизации помещений площадью 234,8 квадратных метра, находящихся по адресу: город Томск, площадь Ново-Соборная, 2, кадастровый номер 70:21:0200009:2196.
Судом апелляционной инстанции обоснованно возвращена ООО "Гран" излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы о невозможности формирования на основе выделяемых помещений обособленного объекта подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии постановления апелляционный суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7664/2012 Арбитражного суда Томской области оставить без изменения, кассационную жалобу департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространённых полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
...
Исходя из установленных обстоятельств, суды указали, что отказ в приватизации является незаконным, так как нарушает права и законные интересы заявителя, создаёт ему препятствия в реализации им преимущественного права выкупа спорного имущества, предоставленного Федеральным законом N 159-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2013 г. N Ф04-3081/13 по делу N А67-7664/2012