г. Тюмень |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А03-13838/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Цаканяна Гора Мишаевича на решение от 17.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мошкина Е.Н.) по делу N А03-13838/2012 по иску департамента по управлению государственной собственностью Томской области, г. Томск (634041, Томская область, город Томск, проспект Кирова, 20, ИНН 7017018464, ОГРН 1027000905447) к индивидуальному предпринимателю Цаканяну Гору Мишаевичу о взыскании платы в счет возмещения вреда.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, в судебное заседание не явились.
Суд установил:
департамент по управлению государственной собственностью Томской области (далее - департамент, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Цаканяну Гору Мишаевичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 315 936,70 руб. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Томской области.
Решением от 17.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что в спорный период действовал Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10.04.2007 N 41 (далее - Приказ N 41), согласно пунктам 9, 10 которого в период действия временного ограничения движения допускается проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки, в том числе горючесмазочных материалов, с превышением допустимых значений.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.04.2010 на стационарном пункте весового контроля с. Чажемто осуществлено взвешивание автотранспортного средства VolvoVNL64T670 с регистрационным номером N У 359 РТ 22 с полуприцепом AKYERB, принадлежащего ответчику.
По результатам взвешивания составлен акт от 17.04.2010 N 12, в котором установлено превышение ограничений полной массы и осевых нагрузок транспортного средства. Акт подписан водителем Конорезовым С.Н. без замечаний. Сумма вреда, нанесенного автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством, составила 315 936,70 руб.
Поскольку предприниматель не возместил причиненный вред, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из доказанности факта перевозки тяжеловесного груза с превышением допустимой нагрузки на оси транспортного средства, принадлежащего ответчику, что привело к причинению вреда автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Томской области.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения (статья 31 Закона об автомобильных дорогах).
В силу части 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2 Правил возмещения вреда).
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 и зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 за N 1146 (далее - Инструкция). В приложении N 1 (в редакции, действующей на момент составления акта от 17.04.2010) к Инструкции утверждены параметры, в случае превышения которых транспортное средство признается тяжеловесным.
Из изложенных норм следует, что на владельца транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, возложена обязанность по возмещению причиненного автомобильным дорогам вреда, рассчитанного уполномоченным органом в установленном порядке.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области утвержден распоряжением администрации Томской области от 17.11.2005 N 309-ра и включает в себя, в том числе, автомобильные дороги, по которым проходил маршрут движения спорного транспортного средства.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Томской области утвержден постановлением Администрации Томской области от 15.02.2010 N 50а (далее - Постановление N 50а).
При рассмотрении спора суд первой инстанции признал доказанным факт осуществления перевозки тяжеловесного груза транспортным средством, принадлежащим предпринимателю, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Томской области.
Проверив представленный истцом расчет размера вреда, причиненный автомобильным дорогам транспортным средством ответчика, суд пришел к выводу о соблюдении истцом порядка расчета размера вреда, установленного Правилами N 934, с учетом Постановления N 50а.
Ответчиком документально не опровергнута как правильность расчета истца, так и факт допущенного нарушения (статья 65 АПК РФ).
Довод кассационной жалобы о неправомерности применения судом распоряжения администрации Томской области от 17.03.2010 N 179-ра, а также на необходимость применения положений пунктов 9, 10 Приказа N 41 подлежит отклонению судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании положений вышеуказанных норм Закона об автомобильных дорогах, а также пункта 3 Правил возмещения вреда, согласно которому осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении соответственно участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Кроме того, Приказ N 41 касается движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, тогда как принадлежащее ответчику транспортное средство в рассматриваемый период передвигалось на автомобильным дорогам регионального значения Томской области, следовательно, на него распространялись временные ограничения, введенные нормативными актами субъекта Российской Федерации, изданные в соответствии с имеющимися полномочиями.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.01.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13838/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о неправомерности применения судом распоряжения администрации Томской области от 17.03.2010 N 179-ра, а также на необходимость применения положений пунктов 9, 10 Приказа N 41 подлежит отклонению судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании положений вышеуказанных норм Закона об автомобильных дорогах, а также пункта 3 Правил возмещения вреда, согласно которому осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении соответственно участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Кроме того, Приказ N 41 касается движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, тогда как принадлежащее ответчику транспортное средство в рассматриваемый период передвигалось на автомобильным дорогам регионального значения Томской области, следовательно, на него распространялись временные ограничения, введенные нормативными актами субъекта Российской Федерации, изданные в соответствии с имеющимися полномочиями."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2013 г. N Ф04-3838/13 по делу N А03-13838/2012