г. Тюмень |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А46-657/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 18 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казённого учреждения комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 18.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Рябухина Н.А., Семёнова Т.П.) по делу N А46-657/2013 по иску Федерального государственного казённого учреждения комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (644016, город Омск, улица Семиреченская, 139, ИНН 5507014923, ОГРН 1025501382202) к администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об обязании принять в муниципальную собственность недвижимое имущество.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
В заседании принял участие представитель ФГКУ "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу Матвиенко М.А. по доверенности от 21.01.2013.
Суд установил:
Федеральное государственное казённое учреждение комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - ФГКУ "Иртыш", Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании администрации города Омска (далее - Администрация) принять в муниципальную собственность магистральные сети канализации от жилого дома N 41, сети канализации от жилых домов N 7, 8, 38, 39, 40, 41, расположенные по адресу: город Омск, улица Семиреченская, 139, протяжённостью 760 м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества), Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
ФГКУ "Иртыш" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя, судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права. Магистральные сети канализации в силу абзаца четвёртого пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) относятся исключительно к муниципальной собственности, поэтому необходимость доказывания наличия разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении спорного имущества отсутствует. Исковые требования напрямую связаны с вопросом разграничения полномочий, так как Комбинат является подведомственным учреждением Росрезерва и нахождение спорного имущества в оперативном управлении ФГКУ "Иртыш" противоречит целям и задачам по осуществлению функций в сфере управления государственным материальным резервом. Магистральные сети канализации обеспечивают решение вопросов местного значения, поскольку используются для водоотведения из жилых домов.
ФГКУ "Иртыш" считает ошибочными выводы апелляционного суда о том, что отсутствуют основания для обязания Администрации безвозмездно принять в муниципальную собственность спорное имущество; истцом не доказано наличие возникновения муниципальной собственности в силу закона; передача спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность в настоящее время осуществляется только в порядке и по основаниям, установленным положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Вынесенными судебными актами нарушается единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность решения и постановления, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГКУ "Иртыш" на праве оперативного управления принадлежат магистральные сети канализации от жилого дома N 41, сети канализации от жилых домов N 7, 8, 38, 39, 40, 41, расположенные по адресу:
город Омск, улица Семиреченская, 139, протяжённостью 760 м, (свидетельство о государственной регистрации права от 02.11.2009).
Комбинат 26.09.2012 обратился к Мэру города Омска о передаче в муниципальную собственность указанных выше объектов.
В ответ на данное обращение Департамент в письме от 10.10.2012 N исх-дио/16293 указал на возможность передачи канализационных сетей в посёлке Новостройка в муниципальную собственность в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ только после приведения ФГКУ "Иртыш" сетей канализации в надлежащее техническое состояние и получения положительного заключения от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" либо при условии компенсации в городской бюджет стоимости работ, необходимых для их приведения в надлежащее техническое состояние.
Не оспаривая правомерность отказа в принятии в муниципальную собственность спорных объектов в порядке главы 24 АПК РФ, Комбинат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для обязания Администрации принять в муниципальную собственность имущество ввиду того, что решение о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, не принималось.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что передача спорных объектов из федеральной в муниципальную собственность в настоящее время осуществляется только в порядке и по основаниям, установленном положениями пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, однако истец наличие таких оснований не доказал.
Суд кассационной инстанции считает, что при разрешении настоящего спора судами неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного постановления жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесён к муниципальной собственности.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с учётом правовой позиции, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о правомерности отказа Администрации в принятии сетей канализации в муниципальную собственность.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФГКУ "Иртыш" соблюдён порядок, установленный частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учёта финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нём средств на содержание передаваемого имущества.
Ненадлежащее состояние канализационных сетей в посёлке Новостройка, на которое ссылается Администрация в письме от 10.10.2012 N исх-дио\16293, не освобождает её от осуществления мероприятий по принятию объектов инфраструктуры города в муниципальную собственность, предназначенных в данном случае для водоотведения в жилых домах и относящихся в силу прямого указания закона к муниципальной собственности. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие доводы Администрации о ненадлежащем состоянии спорных канализационных сетей, о стоимости ремонтно-восстановительных работ. Не представлены доказательства того, что Администрация обращалась в соответствующие органы по вопросу финансовой поддержки городского бюджета в случае недостаточности средств на ремонтно-восстановительные работы передаваемого имущества.
При указанных обстоятельствах иск Комбината подлежал удовлетворению.
Допущенное судебными инстанциями неправильное применение норм материального права в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены решения и постановления и принятия нового судебного акта, поскольку материалы дела позволяют, не передавая дело на новое рассмотрение, принять судебный акт судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы ФГКУ "Иртыш" по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, апелляционной и кассационной жалоб возлагаются на ответчика.
В соответствии со статьёй 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание государственной пошлины надлежит выдать суду первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-657/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, иск удовлетворить, обязать администрацию города Омска принять в муниципальную собственность магистральные сети канализации от жилого дома N 41, сети канализации от жилых домов N 7, 8, 38, 39, 40, 41, расположенные по адресу:
город Омск, улица Семиреченская, 139, протяжённостью 760 м.
Взыскать с администрации города Омска расходы по государственной пошлине 8 000 рублей в пользу Федерального государственного казённого учреждения комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответ на данное обращение Департамент в письме от 10.10.2012 N исх-дио/16293 указал на возможность передачи канализационных сетей в посёлке Новостройка в муниципальную собственность в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ только после приведения ФГКУ "Иртыш" сетей канализации в надлежащее техническое состояние и получения положительного заключения от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" либо при условии компенсации в городской бюджет стоимости работ, необходимых для их приведения в надлежащее техническое состояние.
...
Апелляционный суд сделал вывод о том, что передача спорных объектов из федеральной в муниципальную собственность в настоящее время осуществляется только в порядке и по основаниям, установленном положениями пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, однако истец наличие таких оснований не доказал.
...
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ с учётом правовой позиции, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о правомерности отказа Администрации в принятии сетей канализации в муниципальную собственность.
Как видно из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФГКУ "Иртыш" соблюдён порядок, установленный частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 сентября 2013 г. N Ф04-4478/13 по делу N А46-657/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4478/13
18.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4806/13
31.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4806/13
30.04.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-657/13