г. Тюмень |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А45-27561/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Мелихова Н.В.,
Рябининой Т.А.,
при ведении протокола помощником судьи Пелевиной О.Н., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авалон" на решение от 28.02.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Кладова Л.А.) и постановление от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Киреева О.Ю.) по делу N 45-27561/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Авалон" (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Красина, 45, ОГРН 1025400529802, ИНН 5401202839) к открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 4, ОГРН 1035402518986, ИНН 5406268216) об урегулировании разногласий по договору.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.), при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" - Байрамалова Н.А. по доверенности от 11.03.2013, общества с ограниченной ответственностью "Авалон" - Грибенчук И.А. по доверенности от 22.05.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (далее - ООО "Авалон" (далее - ООО "Авалон") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 731-Т-75150 о подключении к системе теплоснабжения, а именно: принять пункты 4.1.5, 4.2.1 и раздел 5 в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий от 11.09.2012, то есть исключив пункты 4.1.5, 4.2.1 и раздел 5 из текста договор.
Решением от 28.02.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований ООО "Авалон" отказано, пункты 4.1.5, 4.2.1 и раздел 5 договора N 731-Т-75150 приняты в редакции ответчика.
В кассационной жалобе ООО "Авалон" просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что ни в инвестиционной программе, ни в материалах дела не содержится каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о необходимости реконструкции существующей тепловой сети и Калининской газовой котельной для подключения объекта истца. Ссылается на необоснованное неприменение судами Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 26.09.2013 откладывалось судом кассационной инстанции для предоставления дополнительных пояснений.
В дополнении к кассационной жалобе ООО "Авалон" указывает, что ответчик подтверждает довод истца о том, что тепловая сеть, к которой будет подключен объект истца, и будущая теплотрасса 2 Ду 820 мм протяженностью 3 150 м от Калининской газовой котельной до павильона 39, указанная в инвестиционной программе, - разные тепловые сети, следовательно, оснований для взимания платы у ответчика не имеется.
Ответчик представил отзыв и дополнение к отзыву на кассационную жалобу, в которых просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагает, что мероприятием, позволяющим устранить недостаток пропускной способности тепловой нагрузки через тепловую сеть в зоне теплоснабжения Калининской газовой котельной является мероприятие, запланированное в инвестиционной программе как строительство теплотрассы 2 Ду 820 мм протяженностью 3 150 м от Калининской газовой котельной до павильона 39, кроме того, ответчик указывает, что ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" в соответствии с выданными техническими условиями будет осуществлять все мероприятия по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до границы земельного участка, на котором располагается строящийся объект истца.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены или изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях планирования строительства торгового комплекса со станцией технического обслуживания автомобилей по ул. Рассветной, в Калининском районе г. Новосибирска, ООО "Авалон" обратилось к ответчику с заявкой на получение технических условий и заключения договора на подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения.
Получив от ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" проект договора N 731-Т-75150, ООО "Авалон" не согласилось с редакцией пунктов 4.1.5, 4.2.1 и разделом 5 договора.
Отсутствие согласования по указанным пунктам явилось основанием для обращения ООО "Авалон" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований ООО "Авалон" и принимая спорные пункты договора в редакции ответчика, установили, что инвестиционная программа утверждена надлежащим образом и подтверждает наличие дефицита пропускной способности в зоне теплоснабжения Калининской газовой котельной, в связи с чем пришли к выводу об обоснованности взимания ответчиком платы за подключение к тепловым сетям.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из пункта 1 статьи 426 ГК РФ следует, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 5 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360) договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами N 360.
Согласно пункту 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил N 360).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 Правил N 360 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
В свою очередь заказчик обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объектов капитального строительства к подключению (подпункт 1 пункта 22 Правил N 360).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), согласно которым сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения; технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 15 Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылку судов на неприменение указанных Правил N 83 к рассматриваемым правоотношениям суд кассационной инстанции полагает неверной, поскольку согласно пункту 1 Правил N 83 последние применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения, однако это не привело в принятию неправильных судебных актов.
Порядок определения размера платы за подключение и основания ее взимания установлены пунктом 14 Правил N 360, согласно подпункту 1 пункта 14 Правил N 360, если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 данного Федерального закона.
Таким образом, по общему правилу, установленному действующим законодательством подключение к системе теплоснабжения является платным, исключения указаны в подпункте 3 пункта 14 Правил N 360, а также в пункте 11 Правил N 83.
Подпунктом 3 пункта 14 Правил N 360 предусмотрено, что если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 11 Правил N 83, согласно котором если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается. Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно учитывали наличие утвержденной в установленном законом порядке Инвестиционной программы развития теплосетевого хозяйства города Новосибирска.
При разрешении спора суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовали и оценили представленные сторонами доказательства, в том числе, инвестиционную программу, в которую включено конкретное мероприятие по увеличению пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства истца: строительство теплотрассы 2 Ду 820 мм протяженностью 3 150 м от Калининской газовой котельной до павильона 39, и пришли к выводу, что подключение строящегося истцом объекта капитального строительства влечет увеличение нагрузки на сети теплоснабжения, а в связи с окончанием строительства данного участка теплотрассы суммарная пропускная способность по тепловым сетям в зоне теплоснабжения Калининской газовой котельной увеличится и будет обеспечена возможность не только подключения всех новых потребителей, но и не ухудшится режим потребления уже подключенных в этой зоне абонентов.
В связи с этим суды пришли к выводу о правомерности определения размера платы за подключение объекта к сетям и отсутствии правовых оснований для освобождения общества от взимания платы.
С учетом установленных судами обстоятельств при разрешении данного спора условие договора о платности подключения и обязании ответчика провести мероприятия по осуществлению действий по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а также по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии, правильно приняты судами в редакции ответчика.
Ссылка подателя жалобы на неприменение судами пункта 11 Правил N 83 подлежит отклонению, поскольку данным пунктом предусмотрено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
В рассматриваемом случае инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству новых тепловых сетей, покрывающих потребность в подключении новых потребителей во всех дефицитных участках города, ведущие к увеличению пропускной способности тепловых сетей.
В инвестиционной программе определен источник финансирования выполнения мероприятий программы - плата за подключение к системе теплоснабжения города. Обратного истцом не доказано (статья 65 АПК РФ).
Довод ответчика, касающийся того обстоятельства, что в представленных в материалы дела условиях подключения N 1459 от 03.09.2012 отсутствуют указания на строительство нового участка теплотрассы, непосредственно примыкающего к точке подключения строящегося объекта истца, судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащий установленным судами первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также вышеуказанным нормам права, в том числе понятию подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, указанному в пункте 2 Правил N 83, согласно которому - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Таким образом, изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.02.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.05.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N 45-27561/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2013 г. N Ф04-4082/13 по делу N А45-27561/2012