г. Тюмень |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А45-28400/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на решение от 02.03.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А45-28400/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 80, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании незаконным решения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Монтажно-строительное управление N 78".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бычкова О.Г.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Булыга Т.Н. по доверенности от 24.05.2013; Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 17.01.2013; общества с ограниченной ответственностью "Монтажно-строительное управление N 78" - Шмелева Л.Е. по доверенности от 20.03.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - ОАО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения от 06.09.2012 Департамента по тарифам Новосибирской области (далее - департамент), вынесенного по результатам рассмотрения спора, связанного с применением ОАО "РЭС" платы за технологическое присоединение, установленной приказом департамента от 20.04.2011 N 44-ТП.
Решением от 02.03.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "РЭС" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, мероприятия по строительству кабельной линии 10 кВ по территории ТЭЦ-4 должны быть отнесены к обязательствам сетевой организации, а не общества с ограниченной ответственностью "Монтажно-строительное управление N 78" (далее - ООО "МСУ N 78"); оспариваемое решение департамент принял за пределами своих полномочий.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебные акты приняты в полном соответствии с материалами дела и нормами материального права, включая и положения пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ). В случае осуществления ОАО "РЭС" "достройки" уже существующей кабельной линии, принадлежащей ООО " МСУN 78", нарушаются права этого общества как собственника кабельной линии.
По мнению департамента, ОАО "РЭС" обязано осуществить расчет платы за технологическое присоединение в отношении объекта ООО "МСУ N 78") исходя исключительно из плановых, экономически обоснованных расходов по проведению мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО "МСУ N 78" к электрическим сетям ОАО "РЭС".
Департамент также в отзыве ссылается на правомерный вывод судов о том, что спорные правоотношения возникли в период действия приказа N 44-ТП, имеют длящийся характер и к ним применяется законодательство, действовавшее в период подачи заявки ООО "МСУ N 78" на технологическое присоединение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "МСУ N 78" просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, поскольку мероприятия по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их строительство, выполняются сетевой организацией только до границы участка, на котором располагаются энергопринимающие устройства заявителя. Судами сделан правомерный вывод о том, что ОАО "РЭС" не вправе осуществлять мероприятия по технологическому присоединению объектов ООО "МСУ N 78" на территории земельного участка, на котором расположены энергопринимающие устройства ООО "МСУ N 78" до непосредственной границы со зданием ТЭЦ-4.
ООО "МСУ N 78" в отзыве также указывает на то, что департаментом было принято решение в рамках возложенных на него законом полномочий; правомерно применен Приказ N 44-ТП от 20.04.2011.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "РЭС" в соответствии с поступившей заявкой ООО "МСУ N 78" об осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП-6 к электрическим сетям, были подготовлены и направлены в адрес ООО "МСУ N 78" технические условия (далее - ТУ) от 09.02.2012 N РЭлС-04-10/55008-1 и договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 17.02.2012 N 55008/5313362 для подписания.
В соответствии с поданной ООО "МСУ N 78" заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям от 09.04.2010 N 18-03/360 с учетом дополнения к ней от 04.08.2010 N 10-04/780 при осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (ТП-6) требовалось изменение категории надежности электроснабжения, а также схемы внешнего электроснабжения.
Подготовленными ОАО "РЭС" в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), ТУ N РЭлС-04-10/55008-1 с целью изменения категории надежности предусматриваются следующие мероприятия:
- прокладка кабельной линии 10 кВ по территории ТЭЦ от ячейки N 31 на III СШ ГРУ-10, 5 кВ ТЭЦ-4 до существующей кабельной линии 10 кВ ф. N 1094 - нитка "А", либо нитка "Б", которые должны выполняться ОАО "РЭС".
Указанное ГРУ-10, 5 кВ ТЭЦ-4, от которой необходимо осуществить технологическое присоединение ТП-6 ООО "МСУ N 78" и, соответственно, построить кабельную линию, принадлежит ОАО "РЭС" на праве аренды в соответствии с договором аренды от 15.04.2009 N 7886, заключенным с собственником - ОАО "СИБЭКО" (правопреемником по данному договору ОАО "Новосибирскэнерго").
Согласно указанному договору аренды ОАО "РЭС" принадлежит на праве аренды, в том числе на площадке ТЭЦ-4 - здание главного распределительного устройства 10 кВ (ГРУ-10, 5 кВ) с оборудованием.
ООО "МСУ N 78", не согласившись с мероприятиями, предусмотренными ТУ N РЭлС-04-10/55008-1 для выполнения сетевой организацией (строительство кабельной линии 10 кВ), обратилось 05.04.2012 в департамент с заявлением N 18-03/422, в котором ООО "МСУ N 78" планировало самостоятельно выполнить мероприятия по прокладке кабельных линий на территории ТЭЦ-4, которые в соответствии с ТУ N РЭлС-04-10/55008-1 отнесены к обязательствам сетевой организации.
При этом ООО "МСУ N 78" просило дать техническую оценку ТУ и разобраться с вопросом правильности применения платы за технологическое присоединение по Приложению, утвержденному приказом от 20.04.2011 N 44-ТП.
Департамент, рассмотрев заявление в порядке, установленном Правилами урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), вынес решение, в котором обязал ОАО "РЭС" внести изменения в ТУ N РЭлС-04-10/55008-1, исключив пункт 3.1.1 (предусматривающий обязанность ОАО "РЭС" осуществить строительство кабельной линии 10 кВ) и дополнив пунктом 3.2.1 (предусматривающим обязанность ООО "МСУ N 78" осуществить строительство кабельной линии 10 кВ - проложить кабельную линию 10 кВ по территории ТЭЦ-4 от ячейки N 31 на III СШ ГРУ-10, 5 кВ ТЭЦ-4 до существующей кабельной линии 10 кВ ф. N 1094 (нитка "А", либо нитка "Б") - пункты 3.1, 3.4 резолютивной части решения департамента.
Департамент, в связи с изменением распределения обязанностей по строительству кабельной линии 10 кВ, обязал ОАО "РЭС" внести изменения в пункт 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 17.02.2012 N 55008/5313362, уменьшив плату с 1 487 754, 55 руб. до 294 953, 56 руб. (пункт 2 резолютивной части решения департамента).
ОАО "РЭС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным, не согласившись с данным решением департамента.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что оспариваемое решение департамента соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и не противоречащими материалам дела.
Согласно подпункту а (2) пункта 25 Правил технологического присоединения - в технических условиях для заявителей должны быть указаны распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Соответственно, в рассматриваемом пункте Правил технологического присоединения указывается на распределение обязанностей между сетевой организацией и заявителем при выполнении технических условий, и четко определяется, в каком случае выполняются мероприятия по технологическому присоединению заявителем (в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя), а в каком случае - сетевой организацией.
Согласно материалам дела, энергопринимающим устройством ООО "МСУ N 78" являются существующие кабельные линии ЮкВ ф. 1094 (нитки "А" и "Б"), идущие из ячейки 20 ГРУ ЮкВ ТЭЦ-4 до ТП-6.
При этом кабельные линии, идущие из ячейки 20 ГРУ 10 кВ ТЭЦ-4 (нитка "А" и "Б") до ТП-6 принадлежат ООО "МСУ N 78" и обслуживаются персоналом ООО "МСУ N 78".
Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности между ООО "МСУ N 78" и филиалом "Генерация" ОАО "Новосибирскэнерго" (в настоящее время - ОАО "СИБЭКО"), являющегося собственником ТЭЦ-4.
Граница балансовой и эксплуатационной ответственности проходит непосредственно по кабельным наконечникам в ячейке 20 в здании-ГРУ-ЮкВ ТЭЦ-4 и земельному участку, на котором расположены энергопринимающие устройства ООО "МСУ N 78" (кабельные линии ЮкВ ф. 1094 ячейки 20).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ОАО "РЭС" собиралось осуществить разработанные мероприятия по присоединению таким образом, что подключение должно было производиться не путем прокладки новой кабельной линии до ТП-6, а путем установки (врезки) муфты в уже существующий кабель, принадлежащий ООО "МСУ N 78".
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, их доводы в обоснование своих требований и возражений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что строительство кабельной линии ЮкВ от ячейки 31 на III СШ ГРУ ЮкВ ТЭЦ-4 до существующей кабельной линии ЮкВ фидер 1094 ячейки 20 ОАО "РЭС" планировало осуществлять на земельном участке, на котором расположены энергопринимающие устройства ООО "МСУ N 78" (существующие кабельные лини ЮкВ фидер 1094, присоединенные к ячейке 20 на II СШ ГРУ 1 ОкВ ТЭЦ-4) на территории ТЭЦ-4, что противоречит положениям подпункта а (2) пункта 25 Правил технологического присоединения.
Изложенное свидетельствует о том, что ОАО "РЭС" неправомерно отнесло на себя обязательства выполнить мероприятия по прокладке кабельных линий на территории ТЭЦ-4 и включило в состав платы за технологическое присоединение расходы по проведению данных мероприятий. В этой связи, оспариваемое решение департамента соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод ОАО "РЭС" относительно того, что оспариваемое решение принято департаментом за пределами своих полномочий, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен ими.
Исходя из положений статьи 23, пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, пунктов 8, 19, 20 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5, на указанный департамент возложены полномочия по осуществлению контроля за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение.
Оспариваемое решение департаментом принято в рамках, возложенных на него полномочий, поскольку в решении указано на нарушение действующего законодательства со стороны ОАО "РЭС", как сетевой организацией, в части распределения обязанностей по выполнению мероприятий технологического присоединения.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права. Оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.03.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-28400/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2013 г. N Ф04-4446/13 по делу N А45-28400/2012