г. Тюмень |
|
1 ноября 2013 г. |
Дело N А45-1515/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Андреевой Н.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Новосибирской области на решение от 26.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 15.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-1515/2013 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Новосибирской области (633261, Новосибирская область, Ордынский район, рабочий посёлок Ордынское, проезд Революции, 16а, ИНН 5434117040, ОГРН 1045404497390) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (630011, город Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798) о признании недействительным заключения.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) в заседании участвовал представитель Департамента лесного хозяйства Новосибирской области - Васильева А.В. по доверенности от 09.01.2013 N 101.
Суд установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Новосибирской области (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отрицательного заключения Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) от 04.12.2012 N 141 на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном заявителю в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности в Ордынском лесохозяйственном участке N 1 Ордынского лесничества Новосибирской области.
Решением от 26.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в принятых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Кассатор считает, что действующее законодательство не содержит закрытого перечня информации, которая необходима экспертам для оценки соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов.
Отмечает, что вывод судов о том, что проект освоения лесов соответствует пункту 2 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 10.03.2009 N 23 ошибочен и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведённые в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Инспекция во исполнение пункта 2 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 10.03.2009 N 23 обратилась в Департамент для получения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 7,6 га, переданного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности в квартале N 19 Ордынского лесохозяйственного участка N 1 Ордынского лесничества Новосибирской области.
Основанием для проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка послужило наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования этим лесным участком, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 07.12.2009 N 54-54-20/016/2009-58, свидетельство о государственной регистрации права от 07.12.2009 серии 54 номер АГ 759272.
На данном лесном участке в оперативном управлении заявителя находятся следующие объекты недвижимости: административное здание-корпус N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, склад материалов и инвентаря, баня, гараж-бокс N 1, гараж-бокс N 2, котельная на дизельном топливе, артскважина с водонапорной башней, овощехранилище (подземное).
Право оперативного управления Инспекции на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке 07.08.2009.
Распоряжением Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 24.05.2002 N 615-р "О закреплении государственного имущества за государственным учреждением "Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ордынскому району Новосибирской области" названные объекты недвижимости поставлены на кадастровый учёт федеральной собственности и переданы в оперативное управление заявителю. Собственником данных объектов является Российская Федерация.
Проект освоения лесов разработан закрытым акционерным обществом "Росгипролес", имеющим лицензию на осуществление картографической деятельности, в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" на период действия лесохозяйственного регламента Ордынского лесничества до 30.12.2018.
Данным проектом предусматривается: эксплуатация существующих объектов лесной инфраструктуры, создание лесной инфраструктуры, эксплуатация существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятия по противопожарному обустройству лесов, мероприятия по уменьшению негативного воздействия на лесной участок, мероприятия по охране водных объектов, объектов животного и растительного мира. Рубка лесных насаждений и мероприятия по лесовосстановлению не проектируются.
Департамент приказом от 07.12.2012 N 434 утвердил отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, представленного заявителем.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что оспариваемые действия Департамента не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Инспекции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 утверждён Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (применяется с 29.04.2012) (далее - Приказ Рослесхоза N 545).
В силу пунктов 2, 3 Приказа Рослесхоза N 545 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Пунктами 5, 9 Приказа Рослесхоза N 545 установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде. Экспертиза оформляется в виде заключения утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления и может быть положительным либо отрицательным.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 11 Приказа Рослесхоза N 545).
Пунктом 9 Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, утверждённого Постановлением Губернатора Новосибирской области от 22.07.2011 N 197 (далее - Административный регламент), определён исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента запрещено требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в пункте 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Основанием для утверждения Департаментом отрицательного заключения от 04.12.2012 N 141 явилось отсутствие в проекте пояснений о фактах возникновения на участке всех объектов, имеющих свидетельства о регистрации права, до возникновения правоотношений по лесному участку.
Судами установлено, что предусмотренные проектом освоения лесов лесного участка мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов полностью отвечают целям и видам освоения лесов, соответствуют статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", положениям Лесного плана Новосибирской области, пункту 2 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 10.03.2009 N 23 о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом пункты 12 - 13 Административного регламента предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, утверждённого постановлением Губернатора Новосибирской области от 22.07.2011 N 197, предусматривают исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Кроме того, требования к содержанию заявления содержатся в пункте 12 вышеуказанного Административного регламента. Требования к содержанию проекта освоения лесов и порядку его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69).
Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязательность отражения в проекте освоения лесов информации об основаниях возникновения на лесном участке находящихся объектов.
Таким образом, правомерными являются выводы судов, что данная информация не является обязательной и не подлежит отражению в проекте освоения лесов, так как законодательством установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащий отражению в проекте освоения лесов; требования о предоставлении иной информации, не предусмотренной Приказом N 69.
Вместе с тем, доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ Департаментом в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, пришёл к обоснованному выводу, что заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 04.12.2012 N 141 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права заявителя на использование предоставленного ему лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в рамках требований действующего законодательства.
Также отметил, что предоставленным Департаменту проектом освоения лесов на лесном участке рубка лесных насаждений, а также строительство зданий, сооружений не предусмотрена, а проектируются мероприятия по эксплуатации существующих объектов в рекреационных целях с сохранением лесных насаждений лесного участка.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
При этом, отвечая на доводы апелляционной жалобы, указал, что пункт 8 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого Приказом Рослесхоза N 545, а также пункт 13 Административного регламента содержат право государственного органа, проводящего экспертизу проекта освоения лесов, запрашивать дополнительную информацию и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов. Однако Департамент официально никакой информации у Инспекции не запрашивал.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования Инспекции и признали недействительным оспариваемое заключение.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств и не противоречат им.
Доводы, приведённые в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не подтверждают нарушение либо неправильное применение судами норм законодательства.
По существу доводы кассационной жалобы, не опровергая выводы судов, сводятся к несогласию Департамента с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Между тем, в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, определённых статьёй 288 АПК РФ в качестве оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1515/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 16 Административного регламента запрещено требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в пункте 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
...
Судами установлено, что предусмотренные проектом освоения лесов лесного участка мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов полностью отвечают целям и видам освоения лесов, соответствуют статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", положениям Лесного плана Новосибирской области, пункту 2 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 10.03.2009 N 23 о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2013 г. N Ф04-5941/13 по делу N А45-1515/2013