г. Тюмень |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А03-17790/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АлтайЛитМаш" на решение от 08.04.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Нефедова В.М.) и постановление от 27.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Захачук Е.И., Марченко Н.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-17790/2012 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН 2225065191, ОГРН 1042202274036) к обществу с ограниченной ответственностью "АлтайЛитМаш" (ИНН 2204026804, ОГРН 1062204039787) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "АлтайЛитМаш" - Малиновская Е.Г. по доверенности от 15.04.2013.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управление) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "АлтайЛитМаш" (далее - ООО "АлтайЛитМаш", Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, с применением пятикратного коэффициента, за размещение отходов производства на специальном полигоне без наличия лимитов на данное размещение в период с 2009 года по второй квартал 2012 года (включительно) в общей сумме 395 384,37 руб. без распределения денежных средств по бюджетам.
Определением от 10.12.2012 Арбитражного суда Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спецобслуживание", имеющее лицензию на осуществление деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, а также полигон твердых бытовых отходов.
Решением от 08.04.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Управлением требования удовлетворены в части. В доход бюджета Российской Федерации с Общества взыскано 322 485,77 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 года (включительно), в удовлетворении остальной части иска отказано в связи с истечение срока давности по взысканию с ООО "АлтайЛитМаш" платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 по 3 кварталы 2009 года.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильным толкованием норм материального права, не соответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Управлению в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права, противоречащей сложившейся устойчивой судебной практикой о возложениии обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на специализированные организации, ссылаясь на положение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 05.03.2013 N 5-П по проверке конституционности статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среду" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, утвердившего Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Заявитель жалобы считает, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Общество занимается специализированной деятельностью по размещению отходов производства и потребления в специальных объектах размещения отходов, за которое предусмотрена плата в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
При этом заявитель жалобы указывает, что факт вывоза Обществом отходов на полигон ТБО своими силами на основании заключенного договора с ООО "Спецобслуживание" о размещении отходов на его полигоне по приобретенным талонам, который был пролонгирован, не свидетельствует о размещении отходов в смысле, придаваемой данному виду деятельности положениями Закона N 89-ФЗ, на осуществление которой требуется лицензия. Данную передачу отходов третьим лицам Общество отобразило и в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в разделе "Размещение отходов производства и потребления", графа 14, поэтому плательщиком платы за размещение отходов является ООО "Спецобслуживание".
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу третьим лицом в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до начала судебного заседания не представлен.
Судебное заседание в порядке статьи 158 АПК РФ было отложено на 29.10.2013 на 11 час. 40 мин., о чем стороны извещены надлежащим образом.
После отложения судебного заседания на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Отческой Т.И., в связи с ее нахождением в отпуске, на судью Ильина В.И. Судебное разбирательство данного арбитражного дела начато сначала.
В судебном заседании по настоящему арбитражному делу по инициативе суда объявлен перерыв с 29.10.2013 до 05.11.2013 до 14 час. 00 мин., о чем стороны извещены надлежащим образом.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и пояснениях представителя стороны, участвующего в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "АлтайЛитМаш" в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Обществом представлены расчеты внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со 2 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 года.
Управление при проверке расчетов, представленных Обществом за спорный период, не согласилось с расчетами внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду и предъявило Обществу требование о погашение задолженности по внесению платы за период с 2009 по 1, 2 кварталы 2012года (включительно) в сумме 395 384,37 руб., включая плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов и плату за размещение отходов производства и потребления.
Поскольку Общество корректирующие отчеты не представило, плату за негативное воздействие на окружающую среду не внесло, Управления обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательство Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, предъявив требования о взыскании с Общества плату за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартал 2009 года по 2 квартал 2012 в размере 322 485,77 руб. (с применением пятикратного коэффициента) за размещение отходов производства и потребления на полигоне ООО "Спецобслуживание", куда Общество согласно договору от 06.05.2009 доставляло отходы своим транспортом по талонам данной спецорганизации, занимающейся согласно лицензии, выданной уполномоченным органом 23.03.2011, деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Удовлетворяя заявленные Управлением требования, суды исходили из того, что Общество является лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, обязано в соответствии с положениями пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов и на основании пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона должно иметь установленные лимиты на размещение данных отходов, относящихся к 4 классу, которые у Общества отсутствовали.
На основании пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, при отсутствие у природопользователя разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, в связи с чем с Общества взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещение отходов производства и потребления за период с 4 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 (включительно) в размере 322 485,77 руб. (с применением пятикратного коэффициента), которая признана судами обоснованной.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что согласно Уставу ООО "АлтайЛитМаш" (л.д. 103-116 том 1) основным видом деятельности данного Общества является производство чугуна, ферросплавов, стали, горячепрокатного проката и холоднопрокатного листового проката (код ОКВЭД 27.1), производство отливок код (ОКВЭД 27.5) а также имеется лицензия на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов от 08.07.2009 N ВП-63-001388 (М) (серия АВ N 262398) сроком до 08.07.2014.
Из вышеизложенного следует, что ООО "АлтайЛитМаш" не занимается деятельностью, связанной с размещением отходов производства и потребления в том смысле, который этой деятельности придает Закон N 89-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.
В рассматриваемом случае отходы, образующиеся в процессе деятельности Общества, передаются согласно договору третьим лицам - ООО "Спецобслуживание", занимающемуся согласно лицензии, выданной уполномоченным органом 23.03.2011, деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности и имеющего полигон для размещения и захоронения отходов.
С учетом обстоятельств дела и принимая во внимание сложившуюся судебную практику по данному вопросу (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11), руководствуясь статьями 1, 16 Закона N 7-ФЗ, статьями 1, 12 Закона N 89-ФЗ, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в период с 4 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 года (включительно) является незаконным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, в том числе с учетом принятого Конституционным Судом Российской Федерации постановления 05.03.2013 N 5-П относительно порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение от 08.04.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17790/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Алтайскому краю и Республике Алтай о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АлтайЛитМаш" платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 322 485,77 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.
...
С учетом обстоятельств дела и принимая во внимание сложившуюся судебную практику по данному вопросу (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11), руководствуясь статьями 1, 16 Закона N 7-ФЗ, статьями 1, 12 Закона N 89-ФЗ, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в период с 4 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 года (включительно) является незаконным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф04-4547/13 по делу N А03-17790/2012