г. Тюмень |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А46-29455/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский каучук" на решение от 03.04.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Савинов А.В.) и постановление от 22.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Литвинцева Л.Р., Шарова Н.А.) по делу N А46-29455/2012 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (644007, город Омск, улица Герцена, 50, ИНН 5503083235, ОГРН 1045504022740) к открытому акционерному обществу "Омский каучук" (644035, Омская область, город Омск, проспект Губкина, 30, ИНН 5501023216, ОГРН 1025500520297) о взыскании 24 954 699 руб. 98 коп.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Омский каучук" - Обухов А.О. по доверенности от 13.09.2013, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области - Пономарева Н.Г. по доверенности от 13.06.2013, удостоверение от 18.07.2013.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук", общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп.
Решением от 03.04.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с ОАО "Омский каучук" в пользу управления взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных управлением требований.
Податель кассационной жалобы считает, что управление не доказало массу мульмы, размещенной обществом в 2010 году.
Кроме того, дело N А46-22633/2012 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в материалах этого дела отсутствовала копия полигона предприятия, на основе которого Росприроднадзор оценил количество размещенной мульмы.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку представленные обществом доказательства по настоящему делу не подтверждают и не могут подтвердить то обстоятельство, что цех группы "И" является ответственным структурным подразделением, ведущим учет размещения отходов.
Суд кассационной инстанции, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, с 01.03.2012 по 26.04.2012 в период проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО "Омский каучук", расположенного по адресу: 644035 г. Омск, пр. Губкина, 30, и изучении представленной документации установлено, что на данном предприятии допускаются нарушения законодательства в части невыполнения экологических требований.
Результаты проверки отражены в акте от 26.04.2012 N 03-02/28-2012-А и протоколе об административном правонарушении от 28.04.2012 N 03-02/28-2012-А-07-89, на основании которого принято постановление от 11.05.2012 N 03-02/28-2012-А-07-89 о привлечении ОАО "Омский каучук" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Управлением выявлено на основании данных, установленных в ходе вышеуказанной проверки, что обществом неверно осуществляется расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно расчетам управления сумма задолженности общества за период 2010-2011 годы по состоянию на 01.08.2011 составила 25 949 912 руб. 29 коп.
В этой связи в адрес ОАО "Омский каучук" управлением было направлено претензионное письмо от 03.09.2012 N 4531 с требованием погашения задолженности, которое обществом было исполнено частично на сумму 995 212 руб. 31 коп.
Не погашение оставшейся задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп. стало причиной обращения управления в Арбитражный суд Омской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности управлением задолженности общества по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты по делу, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Исходными сведениями для определения платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период являются количество загрязняющих веществ и отходов, образованных в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственно-хозяйственной деятельности, и поступившие в окружающую среду в составе выбросов, сбросов и размещенных отходов в отчетный период.
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А46-22633/2012, сторонами которого являлись управление и ОАО "Омский каучук", в качестве установленных фактов указано на достоверность информации, содержащейся в акте проверки от 26.04.2012 N 03-02/28-2012-А и протоколе об административном правонарушении от 28.04.2012 N 03-02/28-2012-А-07-89, на неверное определение обществом суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлена вина общества.
Довод ОАО "Омский каучук" о том, что судебные акты по делу N А46-22633/2012 не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, был рассмотрен в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали установленные в его рамках обстоятельства преюдициальными по отношению к настоящему делу в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Так, из судебных актов по делу А46-22633/2012 следует, что при проведении проверки управлением установлено, что количество загрязняющих веществ и захороненных отходов, облагаемое платой за негативное воздействие на окружающую среду, при выбросе в атмосферный воздух и при размещении отходов, внесенное ОАО "Омский каучук" в соответствующие разделы форм расчетов, является недостоверным (искаженным).
Констатируя данное обстоятельство, суд по делу N А46-22633/2012 указал, что ОАО "Омский каучук" не представило доказательств того, что цех группы "И" является ответственным структурным подразделением общества за эксплуатацию мест размещения отходов, в обязанности которого входит учет образованных и поступивших на захоронение отходов; обществом не представлено документов первичного учета, подтверждающих факты применения технологических операций по обезвоживанию отходов.
Судами по делу N А46-22633/2012 установлено, что фактическое количество не санкционированных размещенных отходов оксидов и гидроксидов (мульма) на территории земельного участка площадью 20 га., который используется ОАО "Омский каучук", составляет: 2009 год - 5 097 т., 2010 год - 5 097 т., 2011 год - 5 097 т. Фактический выброс вредных (загрязняющих) веществ и источников их выбросов составил в 2011 году - 4 545, 6562 тонн, что не соответствует сведениям, предоставленным в форме 2-ТП за 2011 год. Это повлекло занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая должна исчисляться из фактических объемов выброса загрязняющих веществ.
При обращении с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2012 N 03-02/28-2012-А-08-89 о привлечении к административной ответственности ОАО "Омский каучук", в том числе указывало на неправомерность вывода административного органа о том, что данные, учтенные в форме 2-ТП (отходы), фактически не соответствуют реальной массе размещенных обществом отходов.
Приведенным обществом пояснениям и представленным доказательствам в подтверждение реального, по мнению ОАО "Омский каучук", количества размещенных отходов, судами при рассмотрении дела N А46-22633/2012 дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по настоящему делу. Это не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.04.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-29455/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. N Ф04-5553/13 по делу N А46-29455/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5553/13
22.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4258/13
15.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4258/13
03.04.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-29455/12