город Омск |
|
22 июля 2013 г. |
Дело N А46-29455/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Литвинцевой Л.Р., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4258/2013) открытого акционерного общества "Омский каучук" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2013 по делу N А46-29455/2012 (судья Савинов А.В.) по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Омской области (ОГРН 1045504022740, ИНН 5503083235) к открытому акционерному обществу "Омский каучук" (ОГРН 1025500520297, ИНН 5501023216) о взыскании 24 954 699 руб. 98 коп.,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Омский каучук" - представителя Обухова А.О. (по доверенности N 3405 от 02.11.2012 сроком действия 3 года), представителя Глушко И.В. (по доверенности N 2532 от 15.07.2013 сроком действия по 31.08.2013);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Омской области - представителя Пономаревой Н.Г. (по доверенности N 01/3219 от 13.06.2013);
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - Управление Росприроднадзора по Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук", предприятие, ответчик) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.04.2013 по делу N А46-29455/2012 с ОАО "Омский каучук" в пользу Управления Росприроднадзора по Омской области взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 24 954 699 руб. 98 коп. Этим же решением с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 147 773 руб. 50 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что судебные акты по делу N А46-22633/2012 не имеют преюдициального значения. Именно Цех группы "И" является ответственным структурным подразделением, в обязанность которого входит учет образованных отходов и поступивших на захоронение, а соответственно, нарушение со стороны ОАО "Омский каучук отсутствует. Журнала Полигона, на основании которого истец построил свои расчеты, не является допустимым доказательством по делу. Суд первой инстанции должен был применить пункт 4 "Порядка учета в области обращения с отходами", утвержденного приказом Минприроды России от 1.09.2011 N 721.
Истец в письменных возражениях на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда.
От ответчика поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе и документы, запрошенные судом апелляционной инстанции в судебном заседании 02.07.2013. Дополнения и документы приобщены к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просил решение суда изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца высказался согласно письменным возражениям на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что с 01 марта по 26 апреля 2012 года в период проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО "Омский каучук", расположенного по адресу: 644035 г. Омск, пр. Губкина, 30, и изучении представленной документации установлено, что на предприятии допускаются нарушения законодательства в части невыполнения экологических требований.
По результатам проверки составлен акт проверки N 03-02/28-2012-А от 26.04.2012 и протокол об административном правонарушении N 03-02/28-2012-А-07-89 от 28.04.2012, на основании которого принято постановление по делу об административном правонарушении N 03-02/28-2012-А-07-89 от 11.05.2012 о привлечении ОАО "Омский каучук" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании данных, установленных в ходе вышеуказанной проверки, Управлением Росприроднадзора по Омской области выявлено, что ОАО "Омский каучук" неверно осуществляется расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно расчетам истца сумма задолженности ответчика за период 2010-2011 годы по состоянию на 01.08.2011 составила 25 949 912 руб. 29 коп.
Истцом было направлено в адрес ответчика претензионное письмо от 03.09.2012 N 4531 с требованием погашения задолженности, которое последним было удовлетворено частично на сумму 995 212 руб. 31 коп.
Отсутствие действий ответчика по погашению задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 954 699 руб. 98 коп. стало причиной обращения Управления Росприроднадзора по Омской области в Арбитражный суд Омской области с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для подачи ответчиком апелляционной жалобы и дополнения к ней, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции принял во внимание следующее.
Негативное воздействие на окружающую среду согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При этом под размещением отходов статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимает хранение и захоронение отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
При этом исходными сведениями для определения платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчётный период являются количество загрязняющих веществ и отходов, образованных в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственно-хозяйственной деятельности, и поступившие в окружающую среду в составе выбросов, сбросов и размещённых отходов в отчётный период.
Как правильно указал суд первой инстанции, вступившими в законную силу судебными актами по делу А46-22633/2012, сторонами которого являлись Управление Росприроднадзора по Омской области и ОАО "Омский каучук", в качестве установленных фактов, на основании которых сделаны выводы, указано на достоверность информации содержащейся в акте проверки N 03-02/28-2012-А от 26.04.2012 и протоколе об административном правонарушении N 03-02/28-2012-А-07-89 от 28.04.2012, на неверное определение ОАО "Омский каучук" суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, и установлена вина ОАО "Омский каучук".
В частности, как следует из судебных актов по делу А46-22633/2012, при проведении проверки Управлением Росприроднадзора по Омской области установлено, что количество загрязняющих веществ и захороненных отходов, облагаемое платой за негативное воздействие на окружающую среду, при выбросе в атмосферный воздух и при размещении отходов, внесённое ОАО "Омский каучук" в соответствующие разделы форм расчётов, являются недостоверными (искажёнными).
Констатируя данное обстоятельство, суд по делу N А46-22633/2012 указал, что ОАО "Омский каучук" не представило доказательств того, что цех группы "И" является ответственным структурным подразделением общества за эксплуатацию мест размещения отходов, в обязанности которого входит учет образованных и поступивших на захоронение отходов.
Судами по делу N А46-22633/2012 установлено, что фактическое количество не санкционировано размещённых отходов оксидов и гидроксидов (мульма) на территории земельного участка площадью 20 га, который используется ОАО "Омский каучук", составляет: 2009 год - 5 097 т, 2010 год - 5 097 т, 2011 год - 5 097 т.
В силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражного суда другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном в законе.
Как указывалось ранее, судами по делу N А46-22633/2012 преюдициально установлена вина ОАО "Омский каучук" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также то, что количество не санкционировано размещённых отходов оксидов и гидроксидов (мульмы) на территории земельного участка площадью 20 га, используемого ОАО "Омский каучук", в 2009 году составило 5 097 т, в 2010 году - 5 097 т, 2011 году - 5 097 т.
Доводы ответчика о том, что при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела N А46-22633/2012 он не имел возможности представить документы, подтверждающие отсутствие вины ОАО "Омский каучук" размещении отходов оксидов и гидроксидов (мульмы) и иное количество отходов, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Ответчиком не оспаривается и следует из судебных актов по делу N А46-22633/2012, что он надлежащим образом был извещен о проверке, в связи с чем мог представить любые документы, касающиеся проверяемого факта, имеющиеся в распоряжении ОАО "Омский каучук". Между тем этого ОАО "Омский каучук" сделано не было.
Кроме того, как усматривается из материалов дела N А46-29455/2012, при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ОАО "Омский каучук" по доверенности, которому разъяснены права и обязанности защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом каких - либо возражений по существу предъявленных обвинений в несоблюдении требований законодательства об охране окружающей среды заявлено не было.
При рассмотрении дела N А46-22633/2012 у ОАО "Омский каучук", инициировавшего возбуждение производства по названному делу, имелась реальная возможность опровергнуть количество размещённых отходов, отражённое в акте проверки, однако он не доказал неверность расчётов истца.
Вопреки позиции ответчика, коль скоро вопрос о правомерности привлечения общества к административной ответственности был предметом рассмотрения и оценки арбитражным судом, в рамках настоящего дела не подлежат переоценке установленные ранее обстоятельства.
При обращении с заявлением о признании постановления незаконным и отмене постановления от 11.05.2012 N 03-02/28-2012-А-08-89 о привлечении к административной ответственности ОАО "Омский каучук" в том числе указывало на неправомерность вывода административного органа о том, что данные, учтенные в форме 2-ТП (отходы), фактически не соответствуют реальной массе размещенных ОАО "Омский каучук" отходов, поскольку указанный вывод был сделан административным органом на основании Журнала учета образования отходов, который заполняется подсобными рабочими цеха N 41, которые не имеют специального образования, навыков и знаний в области обращения с отходами.
Приведённым обществом пояснениям и представленным доказательствам в подтверждение реального, по мнению ОАО "Омский каучук", количества размещённых отходов, судами при рассмотрении дела N А46-22633/2012 дана надлежащая оценка, поэтому ответчик при разрешении настоящего спора не имеет правовых оснований оспаривания указанного обстоятельства, в том числе путём представления новых доказательств, на отсутствие которых ему указано в судебных актах по ранее рассмотренному делу.
В связи с изложенным истец при расчёте задолженности обоснованно исходил из количества отходов оксидов и гидроксидов (мульмы), установленного в рамках дела N А46-22633/2012.
Удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правильное решение, которое отмене или изменению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в её удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2013 по делу N А46-29455/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Л.Р. Литвинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-29455/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОРА) по Омской области
Ответчик: Открытое акционерное общество "Омский каучук"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11741/14
19.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5553/13
22.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4258/13
15.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4258/13
03.04.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-29455/12