г. Тюмень |
|
3 декабря 2013 г. |
Дело N А45-3545/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" на решение от 20.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 28.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Полосин А.Л., Скачкова О.А.) по делу N А45-3545/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" (653009, Кемеровская область, Прокопьевский район, город Прокопьевск, аэропорт, ИНН 7716154981, ОГРН 1024201755940) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630000, город Новосибирск, Красный проспект, 44, ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) об оспаривании ненормативного правового акта.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" - Вислогузова Е.В. (доверенность 14.11.2013).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЭРОКУЗБАСС" (далее - ООО "АЭРОКУЗБАСС", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора) о признании недействительным пункта 1 предписания от 08.06.2012 ЗС N 2012.10.17-АБ.
Решением от 20.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного ООО "АЭРОКУЗБАСС" требования отказано.
Постановлением от 28.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "АЭРОКУЗБАСС", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению общества, судами неправильно истолкован пункт 4 Правил охраны аэропортов и объектов инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42, нe применён подлежащий применению в рассматриваемых правоотношениях пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате этого сделан ошибочный вывод о наличии у ООО "АЭРОКУЗБАСС" обязанности заключить возмездный договор на охрану границ территории аэропорта.
Кроме того, ООО "АЭРОКУЗБАСС полагает, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и об обязанностях Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, не привлеченного к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Ространснадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "АЭРОКУЗБАСС" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки соблюдения ООО "АЭРОКУЗБАСС" (аэропорт Новокузнецкий) требований воздушного законодательства в сфере гражданской авиации Управлением Ространснадзора составлен акт от 14.06.2012 N 2012-07 и вынесено предписание от 08.06.2012 ЗС N 2012.10.17-АБ, в пункте 1 которого указано, что в нарушение пункта 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства от 01.02.2011 N 42, обществом осуществляется охрана границ территории аэропорта силами собственной службы авиационной безопасности.
Не согласившись с указанным пунктом предписания, ООО "АЭРОКУЗБАСС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 N 62, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.
Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 (далее - Правила охраны аэропортов).
Из содержания пункта 4 Правил охраны аэропортов охрана следует, что охрана границ территории (далее - периметр) международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.2012 N 439-р аэропорт Новокузнецк (Спиченково) открыт для выполнения международных полетов воздушных судов.
На основании пункта 1.14 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом ФАС России от 24.04.2000 N 98, ООО "АЭРОКУЗБАСС", являясь держателем общего сертификата соответствия на виды аэропортовой деятельности, несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований и требований нормативных документов, в том числе на несет ответственность за выполнение требований пункта 4 Правил охраны аэропортов.
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным пункта 1 предписания от 08.06.2012 ЗС N 2012.10.17-АБ.
При этом в обжалуемых судебных актов не содержится выводов о правах и обязанностях Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3545/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению общества, судами неправильно истолкован пункт 4 Правил охраны аэропортов и объектов инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42, нe применён подлежащий применению в рассматриваемых правоотношениях пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате этого сделан ошибочный вывод о наличии у ООО "АЭРОКУЗБАСС" обязанности заключить возмездный договор на охрану границ территории аэропорта.
...
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 N 62, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.
Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 (далее - Правила охраны аэропортов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2013 г. N Ф04-7634/13 по делу N А45-3545/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3443/14
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3443/14
03.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7634/13
28.08.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5323/13
20.05.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-3545/13