г. Тюмень |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А70-4797/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 17 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Атлант" на решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-4797/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Атлант" (625000, город Тюмень, улица Орджоникидзе, 51/8, ИНН 7203018119, ОГРН 1027200806753) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Кузнечная, 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.03.2013 N 62-13-84/ПН.
В заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества "Атлант" - Протазанов В.В. на основании выписки от 01.10.2011 из протокола общего собрания акционеров, приказа от 01.10.2011 N 1; Хакимова Л.А. по доверенности от 12.12 2013.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Атлант" (далее - ЗАО "Атлант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, отделение Службы, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2013 N 62-13-84/ПН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением от 19.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Атлант", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит принятые по делу решение и постановление отменить и, не передовая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Основанием к отмене ЗАО "Атлант" указывает, что информационным письмом от 11.01.2013 общество сообщило РО ФСФР России в УрФО о том, что деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг им не осуществляется, так как акции не выпускались и не регистрировались, что доказывает невозможность исполнения требования о предоставлении документов.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России) на основании статьи 48 АПК РФ заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, в связи с передачей ему полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
Поскольку в силу части 1 статьи 48 АПК РФ правопреемство возможно на любой стадии процесса, принимая во внимание документальное подтверждение доводов заявителя ходатайства, суд кассационной инстанции произвёл замену стороны РО ФСФР России в УрФО на Банк России.
Также Банк России ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии своего представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Банк России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 12.12.2013 до 15 часов 00 минут 17.12.2013, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Атлант" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.11.1991, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027200906753, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 72 N 000123761.
На основании поручения исполняющего обязанности руководителя РО ФСФР России в УрФО от 04.07.2012 N 62-12-152-03/пч в отношении общества была проведена камеральная проверка соблюдения требований законодательства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, о предоставлении отчётности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
04.07.2012 отделение Службы направило по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места нахождения ЗАО "Атлант", предписание о предоставлении документов N 62-12-СК-03/9193. Указанное почтовое отправление вернулось административному органу по причине истечения срока хранения.
После установления факта изменения адреса места нахождения общества (625000, город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 51/8) 07.12.2012 административный орган направил по вновь установленному адресу заявителя предписание N 62-12-СК-03/17116, в котором обязал общество в течение 15 рабочих дней с даты получения соответствующего предписания направить в адрес РО ФСФР России в УрФО сведения и документы, а именно: информационное письмо, содержащее данные о том, кем осуществляется деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг общества; информационное письмо, содержащее сведения о раскрытии правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в сети Интернет (в соответствии с пунктом 24 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг").
Согласно информации, предоставленной филиалом Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России", заказное почтовое отправление, содержащее предписание N 62-12-СК-03/17116, получено заявителем 20.12.2012.
В связи с неисполнением обществом указанного предписания в установленный срок должностным лицом РО ФСФР России в УрФО составлен протокол от 01.03.2013 N 62-13-132/пр-ап об административном правонарушении, на основании которого впоследствии вынесено постановление от 18.03.2013 N 62-13-84/ПН о назначении ЗАО "Атлант" административного наказания, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено административным органом с нарушением норм действующего законодательства, общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия состава административного правонарушения в деянии общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, рассматривая дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает выводы судебных инстанций обоснованными и не противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установили, что вышеуказанное предписание не было исполнено обществом в установленный срок.
При этом доводы общества об исполнении предписания путём сообщения об отсутствии ценных бумаг (письмо от 11.01.2013) подлежат отклонению, поскольку указанное обстоятельство не освобождает его от обязанностей предусмотренных пунктом 2, абзацем первым пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по ведению реестра ценных бумаг (самостоятельно или через регистратора).
При таких обстоятельствах письмо от 11.01.2013 не свидетельствует об исполнении предписания N 62-12-СК-03/17116.
Более того, судами установлено, что у общества имеются Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждённых 29.12.2012 председателем общего собрания акционеров Протазановым В.В.
Доказательств подтверждающих наличие каких-либо препятствий для представления административному органу означенных правил и соответственно выполнения вышеуказанного предписания в срок до 17.01.2013 обществом в материалы дела не представлено.
При этом судами обоснованно отклонён довод заявителя о том, что предписание не было исполнено в установленный срок в связи с процессом реорганизации ЗАО "Атлант", поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о реорганизации общества внесена 13.02.2013, то есть уже после истечения срока, установленного предписанием N 62-12-СК-03/17116.
С учётом изложенного выводы судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правомерным.
Также из имеющихся в материалах дела документов не видно, что общество заявляло ходатайство о продлении срока предоставления документов, указанных в предписании N 62-12-СК-03/17116.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления от 18.03.2013 N 62-13-84/ПН является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы ЗАО "Атлант", не опровергая выводы арбитражных судов нижестоящих инстанций, сводятся к несогласию общества с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
В силу требований статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4797/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установили, что вышеуказанное предписание не было исполнено обществом в установленный срок.
При этом доводы общества об исполнении предписания путём сообщения об отсутствии ценных бумаг (письмо от 11.01.2013) подлежат отклонению, поскольку указанное обстоятельство не освобождает его от обязанностей предусмотренных пунктом 2, абзацем первым пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по ведению реестра ценных бумаг (самостоятельно или через регистратора)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф04-6995/13 по делу N А70-4797/2013