г. Тюмень |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А46-3310/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Кадниковой О.В.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на постановление от 20.09.2013 (судьи Верёвкин А.В., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3310/2013 Арбитражного суда Омской области по иску федерального государственного казённого учреждения комбината "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (644016, город Омск, улица Семиреченская, 139, ИНН 5507014923, ОГРН 1025501382202) к администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об обязании принять объекты недвижимости в муниципальную собственность.
Другие лица, участвующие в деле: департамент имущественных отношений администрации города Омска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Суд установил:
федеральное государственное казённое учреждение комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - ФГКУ "Иртыш", комбинат) обратилось в Арбитражный суд Омской области к администрации города Омска (далее - администрация) с иском об обязании принять в муниципальную собственность недвижимое имущество: квартиры N 35 (общей площадью 52,5 квадратных метра), N 38 (общей площадью 50,3 квадратных метра), N 49 (общей площадью 67,8 квадратных метра), N 54 (общей площадью 33 квадратных метра), N 56 (общей площадью 50,3 квадратных метра), N 65 (общей площадью 33 квадратных метра), N 74 (общей площадью 33,2 квадратных метра) в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиры N 1 (общей площадью 29,6 квадратных метра), N 5 (общей площадью 29,6 квадратных метра) в жилом доме N 38, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 1 (общей площадью 37,2 квадратных метра,) в жилом доме N 7, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 41 (общей площадью 42,9 квадратных метра) в жилом доме N 41, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка, и обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области с предложением о передаче в муниципальную собственность данных объектов недвижимости.
До принятия судебного акта ФГКУ "Иртыш" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлен отказ от требования об обязании администрации принять в муниципальную собственность квартиру N 35 (общей площадью 52,5 квадратных метра) в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка. Судом первой инстанции отказ принят, производство по делу в этой части прекращено.
Решением суда от 22.07.2013 (судья Луговик С.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2013 решение суда первой инстанции отменено в части, суд обязал администрацию принять в муниципальную собственность недвижимое имущество: квартиры N 38, 49, 54, 56, 65, 74 в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиры N 1, 5 в жилом доме N 38, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 1 в жилом доме N 7, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 41 в жилом доме N 41, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка. В удовлетворении исковых требований в части обязания обратиться в Территориальное управление Росимущества в Омской области с предложением о передаче в муниципальную собственность объектов недвижимости отказано.
С постановлением от 20.09.2013 не согласилась администрация, в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что процедура передачи спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, предусмотренная Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), ФГКУ "Иртыш" не соблюдена. Жилые помещения уже предоставлены гражданам для проживания и использовать данные объекты для исполнения полномочий местного самоуправления не представляется возможным. ФГКУ "Иртыш" не представлено доказательств невозможности нахождения перечисленных квартир в федеральной собственности, а также доказательств того, что указанные квартиры используются муниципальным образованием для целей, установленных статьёй 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "Иртыш" с её доводами не согласилось, считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФГКУ "Иртыш" на праве оперативного управления принадлежат квартиры N 38 (общей площадью 50,3 квадратных метра), N 49 (общей площадью 67,8 квадратных метра), N 54 (общей площадью 33 квадратных метра), N 56 (общей площадью 50,3 квадратных метра), N 65 (общей площадью 33 квадратных метра), N 74 (общей площадью 33,2 квадратных метра) в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиры N 1 (общей площадью 29,6 квадратных метра), N 5 (общей площадью 29,6 квадратных метра) в жилом доме N 38, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартира N 1 (общей площадью 37,2 квадратных метра) в жилом доме N 7, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартира N 41 (общей площадью 42,9 квадратных метра) в жилом доме N 41, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
ФГКУ "Иртыш" 08.10.2012 обратилось в администрацию о передаче в муниципальную собственность указанных выше объектов.
Администрация в письме от 08.10.2012 указала на отсутствие оснований для приёма в муниципальную собственность данных объектов.
Не оспаривая правомерность отказа в принятии в муниципальную собственность спорных объектов в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, комбинат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что передача спорных объектов из федеральной в муниципальную собственность в настоящее время осуществляется только в порядке и по основаниям, установленном положениями Закона N 122-ФЗ, однако истец наличие таких оснований не доказал.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что спорные объекты жилищного фонда в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью и муниципальное образование не может быть освобождено от обязанности принять эти объекты. При этом суд сослался на правовую позицию, изложенную в определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционного суда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что при разрешении настоящего спора судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права и удовлетворены исковые требования.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного постановления жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесён к муниципальной собственности.
Суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался Постановлением N 3020-1, правовой позицией, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционного суда Российской Федерации.
По смыслу указанной правовой позиции положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учёта волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Исходя из толкования части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ Конституционным Судом Российской Федерации, порядок, предусмотренный названной нормой, может быть соблюдён при согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления.
В данном случае в связи с отсутствием волеизъявления органа местного самоуправления на принятие имущества в муниципальную собственность, обязательность соблюдения порядка, на который ссылается администрация, не требуется.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления принять квартиры N 38, 49, 54, 56, 65, 74 в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиры N 1, 5 в жилом доме N 38, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 1 в жилом доме N 7, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 41 в жилом доме N 41, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка, вытекает из прямого указания закона. Иск ФГКУ "Иртыш" обоснованно удовлетворён апелляционной инстанцией.
При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном истолковании положений Закона N 122-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии постановления апелляционный суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 20.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3310/2013 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
О.В. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из толкования части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ Конституционным Судом Российской Федерации, порядок, предусмотренный названной нормой, может быть соблюдён при согласованности действий органов государственной власти и местного самоуправления.
В данном случае в связи с отсутствием волеизъявления органа местного самоуправления на принятие имущества в муниципальную собственность, обязательность соблюдения порядка, на который ссылается администрация, не требуется.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления принять квартиры N 38, 49, 54, 56, 65, 74 в жилом доме N 8, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиры N 1, 5 в жилом доме N 38, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 1 в жилом доме N 7, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка; квартиру N 41 в жилом доме N 41, расположенном по адресу: город Омск, посёлок Новостройка, вытекает из прямого указания закона. Иск ФГКУ "Иртыш" обоснованно удовлетворён апелляционной инстанцией.
При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном истолковании положений Закона N 122-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф04-8806/13 по делу N А46-3310/2013