г. Тюмень |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А67-5318/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Есикова А.Н.
Каранкевича Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Нурписовым А.Т. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску на определение от 24.07.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Маргулис В.Г.) и постановление от 16.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усенко Н.А., Логачёв К.Д., Фролова Н.Н.) по делу N А67-5318/2012 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ФОГ" (634034, город Томск, улица Котовского, 17, ИНН 7014038053, ОГРН 1027000763680) по заявлению Федеральной налоговой службы о включении требования в размере 1 977,70 руб. в реестр требований кредиторов должника.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Куренкова Т.А.) в заседании участвовал представитель Федеральной налоговой службы Белаграй С.Е. по доверенности от 04.12.2013 N 03-30/09/12752.
Суд установил:
решением от 05.03.2013 Арбитражного суда Томской области общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ФОГ" (далее - ООО "Фирма "ФОГ", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Бунаков Евгений Игоревич.
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась 06.05.2013 в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "Фирма "ФОГ" требования в размере 1 977,70 руб. пеней, начисленных на включённую в реестр требований кредиторов сумму задолженности по обязательным платежам за период наблюдения.
Определением арбитражного суда от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2013, в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказано.
ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, судами неправильно применены нормы материального права. Положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) подлежали применению только при определении размера платежей, возникших до возбуждения дела о банкротстве.
Между тем заявленные уполномоченным органом требования по пени образовались после возбуждения дела о банкротстве. Закон о банкротстве не запрещает начисление пеней по обязательным платежам за неуплату налогов, образовавшихся до возбуждения дела о банкротстве и подлежащих включению в реестр требований кредиторов.
Уполномоченный орган считает, что суды неправомерно отождествили денежное обязательство и обязательные платежи, поскольку их правовая природа различна. В отличие от процентов по денежным обязательствам пеня за неуплату обязательных платежей не присоединяется к сумме основного долга в реестре требований кредиторов. Суды ошибочно по аналогии применили к спорным правоотношениям положения пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 63), регулирующее взыскание основного долга по денежным обязательствам.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением от 27.12.2012 Арбитражного суда Томской области в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Фирма "ФОГ" включено требование ФНС России по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в размере 50 289,28 руб., пеней в размере 4 601,43 руб. и штрафа в размере 2 450 руб.
В процедуре конкурсного производства уполномоченный орган на задолженность, включённую в реестр требований кредиторов должника за период наблюдения с 09.10.2012 по 27.02.2013, дополнительно начислил пени в размере 1 977,70 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В удовлетворении заявленного требования отказано, при этом суды исходили из того, что ФНС России реализовала своё право на предъявление к должнику требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогам и пеням в процедуре наблюдения; включённая в реестр требований кредиторов сумма задолженности на дату введения наблюдения является окончательной и впоследствии размер установленного требования изменению не подлежит.
Суд кассационной инстанции считает, что судами приняты правильные судебные акты.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 4 постановления N 63 по смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.
Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения, определяются на день введения наблюдения.
Поскольку ФНС России реализовала в процедуре наблюдения своё право на предъявление к должнику требования, составляющего сумму основного долга и пени, и суд, установив размер этого требования, включил его в реестр требований кредиторов должника, размер установленного требования, впоследствии изменению не подлежит.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.09.2012 N ВАС-7936/09, размер требований по недоимке и пени, возникших до возбуждения дела о банкротстве и установленных на день введения наблюдения, в дальнейшем пересмотру не подлежит.
При таких обстоятельствах суды, правомерно руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления N 63, обоснованно отказали уполномоченному органу в удовлетворении заявления. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального и процессуального права. Основания для отмены определения и постановления в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение от 24.07.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 16.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5318/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения, определяются на день введения наблюдения.
...
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.09.2012 N ВАС-7936/09, размер требований по недоимке и пени, возникших до возбуждения дела о банкротстве и установленных на день введения наблюдения, в дальнейшем пересмотру не подлежит.
При таких обстоятельствах суды, правомерно руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления N 63, обоснованно отказали уполномоченному органу в удовлетворении заявления. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2013 г. N Ф04-8351/13 по делу N А67-5318/2012