г. Тюмень |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А75-4043/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Каюм Нефть" на решение от 02.08.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 04.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-4043/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Каюм Нефть" (628180, город Нягань, улица Ленина, 3, 4, ИНН 8606014359, ОГРН 1108606000920) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (628007, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
Другие лица, участвующие в деле: Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Каюм Нефть" - Шахов А.С. по доверенности от 03.09.2013 N КН-43.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Каюм Нефть" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N 618-ГК/19 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 04.07.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к участию в деле привлечен Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор, прокуратура).
Решением от 02.08.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением от 04.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 о назначении административного наказания.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган и прокурор просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно материалам дела, в ходе проверки прокуратурой выявлен факт нерационального использования Обществом в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Западно-Каюмовского лицензионного участка, выразившегося в нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ХМН 15261 НЭ и проектного документа, а также в допущении сверхнормативных потерь при добыче полезного ископаемого (попутного нефтяного газа).
По итогам проведенной проверки Управлением вынесено постановление от 24.04.2012 N 618-ГК/19, которым Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Общество, считая, что указанное постановление является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что у административного органа имелись основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, порядок и сроки привлечения к ответственности не нарушены.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Учитывая положения статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", суды указали, что понятие "сверхнормативных потерь" действующими правовыми актами не определяется, однако потери попутного нефтяного газа могут быть как при непосредственном его извлечении (технологические потери), так и при его утилизации (использовании).
Арбитражные суды, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, в том числе проектные документы, установили, что в 2012 году процент использования попутного нефтяного газа по Каюмовскому и Лумутинскому месторождениям должен составлять 95%, следовательно, потери газа при условии рационального использования добытого полезного ископаемого не должны превышать 5 процентов.
Принимая во внимание требование пункта 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки" утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1166-ст, суды указали, что Общество еще в декабре 2011 года, став владельцем указанной лицензии и добровольно приняв на себя обязанность по соблюдению ее условий, знало о необходимости в 2012 году утилизировать попутный нефтяной газ, добываемый в пределах Западно-Каюмовского лицензионного участка, в объеме не более 5 процентов.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлен и судами установлен тот факт, что уровень утилизации попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2012 года в пределах Западно-Каюмовского лицензионного участка составил 10,86 процентов.
Таким образом, поскольку из имеющихся в материалах дела документов следует, что уровень использования попутного нефтяного газа за 2012 год в пределах Западно-Каюмовского лицензионного участка составил 89,14 %, суды пришли к правильному выводу, что Обществом в 2012 году допущена сверхнормативная потеря добытого попутного газа (10,86%), что свидетельствует о нерациональном использовании Обществом недр при их разработке.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о доказанности факта наличия в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
При этом суды указали, что в рассматриваемой ситуации вина Общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не представлены заявителем в ходе судебного разбирательства.
Доводы Общества относительно того, что недостижение установленных показателей утилизации попутного нефтяного газа произошло вследствие отсутствия необходимой инфраструктуры и мощности оборудования, судами обоснованно отклонены, поскольку Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, обязано выполнять добровольно принятые на себя обязательства.
При таких обстоятельствах, суды сочли доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судами и заявителем не оспаривается.
Довод Общества о незаконном повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же правонарушение отклонен судами как несостоятельный.
Оснований считать, что оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением от 24.04.2013 N 618-ГК/19 Общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ за нерациональное использование недр, не имеется.
Судами дана оценка всем доводам заявителя, которые признаны недоказанными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, повторяют доводы, которым дана надлежащая правовая оценка судами, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 АПК РФ.
В связи с отсутствием нарушения или неправильного применения норм права, основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.08.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 04.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4043/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из установленных по делу обстоятельств, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о доказанности факта наличия в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
...
Доводы Общества относительно того, что недостижение установленных показателей утилизации попутного нефтяного газа произошло вследствие отсутствия необходимой инфраструктуры и мощности оборудования, судами обоснованно отклонены, поскольку Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, обязано выполнять добровольно принятые на себя обязательства.
При таких обстоятельствах, суды сочли доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.
...
Оснований считать, что оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением от 24.04.2013 N 618-ГК/19 Общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ за нерациональное использование недр, не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2014 г. N Ф04-7500/13 по делу N А75-4043/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7500/13
04.10.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7977/13
02.08.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4043/13