г. Тюмень |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А46-31341/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" на решение от 29.08.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 21.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-31341/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (644099, город Омск, улица Фрунзе, 54, ИНН 5500000103, ОГРН 1025500735260) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 12 А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании постановления от 02.11.2012 N АП-33-2012/04 о привлечении к административной ответственности.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Мартыненко Ю.В.) в заседании участвовал представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Баймухамбетова А.Х. по доверенности от 09.01.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" (далее - ОАО "Газпромнефть-Омск", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 02.11.2012 N АП-33-2012/04, которым общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 650 000 руб.
Решением от 29.08.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ОАО "Газпромнефть-Омск" требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "Газпромнефть-Омск", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению общества, антимонопольным органом нарушен порядок определения границ товарного рынка при установлении доминирующего положения ОАО "Газпромнефть-Омск", неправильно квалифицированы его действия как установление монопольно высоких цен оптовой реализации топлива с нефтебаз.
Общество также указывает на то, что суды необоснованно признали доказанным факт отсутствия сопоставимых рынков на территории Российской Федерации, допустили неверное толкование положений статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении использования второго критерия монопольно высокой цены - превышения цены над суммой затрат и необходимой прибыли; дали неправильную квалификацию его действиям по имеющимся гражданско-правовым отношениям.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку суды правомерно признали необоснованными доводы общества о том, что оно не допустило нарушения антимонопольного законодательства и не нарушало интересы мелкооптовых покупателей бензинов автомобильных и дизельного топлива. Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, нашло свое подтверждение.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя антимонопольного органа, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что приказом антимонопольного органа от 06.04.2012 N 65, вынесенным на основании заявлений ОАО "Оникс", ОАО "Торговая компания "Лидер", ОАО "Фирма "Юридические услуги", ОАО "Топ-Лайн", возбуждено дело N 04/19-12 по признакам нарушения ОАО "Газпромнефть-Омск" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением управления от 10.08.2012 по делу N 04/19-12 установлено доминирующее положение ОАО "Газпромнефть-Омск": на товарном рынке розничной торговли бензинами автомобильными в географических границах Омской области с долей более 50 процентов; на товарном рынке розничной торговли дизельным топливом в географических границах Омской области с долей более 50 процентов; на товарном рынке оптовой торговли бензинами автомобильными в географических границах Омской области с долей более 50 процентов; на товарном рынке оптовой торговли дизельным топливом в географических границах Омской области с долей более 50 процентов; признаны нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ОАО "Газпромнефть-Омск", выразившиеся в злоупотреблении ОАО "Газпромнефть-Омск" доминирующим положением на товарных рынках оптовой торговли бензинов автомобильных и дизельного топлива путем установления монопольно высоких цен продажи бензинов автомобильных и дизельного топлива с нефтебаз в период с января 2011 года по май 2012 года на территории Омской области, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов хозяйствующих субъектов - мелкооптовых покупателей бензинов автомобильных и дизельного топлива; признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ОАО "Газпромнефть-Омск", выразившиеся в злоупотреблении ОАО "Газпромнефть-Омск" доминирующим положением на товарных рынках оптовой продажи бензинов автомобильных и оптовой продажи дизельного топлива, путем не включения в договоры мелкооптовой поставки нефтепродуктов, заключенные с мелкооптовыми покупателями, условия о сроке согласования ОАО "Газпромнефть-Омск" заявки на поставку нефтепродуктов.
18.10.2013 главным специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции управления в отношении общества составлен протокол N АП-33-2012/04 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов административного дела заместителем начальника управления 02.11.2012 вынесено постановление по делу N АП-33-2012/04 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 650 000 руб.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов первой и апелляционной инстанций правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 указанного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 000 руб. до 1 000 000 руб.
ОАО "Газпромнефть-Омск" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов, по бензинам автомобильным (оптовая торговля), топливу дизельному (оптовая торговля), бензинам автомобильным (розничная торговля), топливу дизельному (розничная торговля) в географических границах Омской области с долей более 50 процентов на соответствующих товарных рынках приказом Омского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29.04.1997 N 40 с изменениями, внесенными приказом управления от 23.04.2008, и на него распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен решением управления от 10.08.2012 N 04/19-12, законность и обоснованность которого подтверждена решением от 07.03.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-30731/2012, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 20.11.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Соответственно, факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является установленным и имеет преюдициальное значение по рассматриваемому делу.
Доводам подателя кассационной жалобы, в том числе, о нарушении антимонопольным органом порядка определения границ товарного рынка, неправильной квалификации его действий по имеющимся гражданско-правовым отношениям и по установлению монопольно высоких цен оптовой реализации топлива с нефтебаз, установления доминирующего положения ОАО "Газпромнефть-Омск", судами нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия всех зависящих от него мер, направленных на своевременное соблюдение требований антимонопольного законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты на основании правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.08.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-31341/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
...
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ - обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Соответственно, факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является установленным и имеет преюдициальное значение по рассматриваемому делу.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия всех зависящих от него мер, направленных на своевременное соблюдение требований антимонопольного законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2014 г. N Ф04-9794/13 по делу N А46-31341/2012