г. Тюмень |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А46-9710/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Маняшиной В.П.
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Региональной энергетической комиссии Омской области, открытого акционерного общества "Омскэлектро" (644027, город Омск, улица Л. Чайкиной, 8, ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145), общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" (644555, Омская область, Омский район, село Морозовка, улица Дачная, 3, ИНН 5528200776, ОГРН 1085543007110) на решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Омской области (судьи Захарцева С.Г., Третинник М.А., Солодкевич И.М.) по делу N А46-9710/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, 144а, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Региональной энергетической комиссии Омской области (644043, город Омск, улица Красный Путь, 89, ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" - Проваловский В.В. по доверенности от 27.12.2012.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Ширяева Т.А. по доверенности от 10.01.2014;
от открытого акционерного общества "Омскэлектро" - Хиневич С.А. по доверенности от 04.04.2013
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кобылянский С.Н. по доверенности от 21.03.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 27.12.2012 N 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" (далее - приказ N 593/69).
Решением от 08.11.2013 Арбитражного суда Омской области заявленное требование удовлетворено, приказ N 539/69 признан недействующим в полном объеме как несоответствующий частям 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, РЭК Омской области и в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) открытое акционерное общество "Омскэлектро" (далее - ОАО "Омскэлектро"), общество с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" (далее - ООО "Трансэнерго") обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
В кассационной жалобе РЭК Омской области просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (сетевых организаций, которым приказом N 539/69 установлены индивидуальные тарифы), и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе ОАО "Омскэлектро" просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов лица, не привлеченного к участию в деле, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней ООО "ТрансЭнерго" просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействующим приложения N 3 к приказу N539/69, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов лица, не привлеченного к участию в деле, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзывах на кассационные жалобы ОАО "МРСК Сибири" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Приказом N 539/69 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области на период с 1 января по 31 декабря 2013 года согласно приложениям N 1, N 2 и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2013-2014 годы согласно приложению N 3.
Приказ N 539/69 опубликован в журнале "Омский вестник" N 64 от 29.12.2012.
Ссылаясь на несоответствие указанного приказа положениям статьи 23 Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение о признании приказа N 539/69 недействующим, суд первой инстанции исходил из неправомерного исключения РЭК Омской области из необходимой валовой выручки заявителя расходов в виде резерва по сомнительным долгам, что привело к установлению экономически необоснованных тарифов на передачу электрической энергии, используемых ОАО "МРСК Сибири" для расчетов за оказанные услуги, и нарушению прав заявителя.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 года. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень организаций, субъектов Российской Федерации, в которых применяются иные методы регулирования.
В силу пункта 4 статьи 23.1 названного Закона государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат в числе прочих цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Исходя из пункта 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке:
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая:
единые (котловые) тарифы;
тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями;
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги таким организациям.
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Из пункта 14 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 29.07.2010 N 174-э/8, следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с Методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный N 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приказ Федеральной службы по тарифам об их утверждении от 06.08.2004 N 20-э/2; далее - Методические указания), которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Согласно пункту 49 (ранее пункт 54) Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная необходимая валовая выручка дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в Таблице N П1.30.
Пунктами 50 и 51 (ранее пункт 54.1) Методических указаний определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Пунктом 52 (ранее пункт 54.2) Методических указаний установлен порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.
Из приведенных положений следует, что оспариваемый приказ N 593/69 об установлении единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обладает признаками нормативного правового акта, поскольку принят компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, в порядке, предусмотренном законодательством. В нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче, применяемого в отношении неопределенного круга лиц. Приказ об утверждении единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов рассчитан на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), направлен на урегулирование отношений по расчетам за услуги по передаче электрической энергии. Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом; изменение одного тарифа влияет на размер другого.
Учитывая изложенное, суд правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
Согласно статье 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
ООО "Трансэнерго" и ОАО "Омскэлектро" - лица, не участвовавшие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, обжаловали решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2013 в кассационном порядке, полагая, что принятый судебный акт нарушает их права и законные интересы.
Как видно из материалов дела, ООО "Трансэнерго" и ОАО "Омскэлектро" являются территориальными сетевыми организациями, действующими на территории Омской области, затраты которых на предоставление услуг по передаче электрической энергии учитывались при формировании единого (котлового) тарифа, установленного и введенного в действие приказом N 539/69 (приложения N 1 и N 2).
Кроме того, оспариваемым приказом (приложение N 3) названным организациям установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии не только для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Сибири", но и для взаиморасчетов с иными сетевыми организациями. Решением суда первой инстанции признаны недействующими все индивидуальные тарифы без проверки влияния изменения (увеличения) величины необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" на изменение (уменьшение или увеличение) индивидуального тарифа иных пар смежных сетевых организаций.
С учетом изложенных обстоятельств, признание судом недействующим оспариваемого приказа затрагивает права и законные интересы поименованных в нем сетевых организаций, для взаиморасчетов между которыми установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, и показатель необходимой валовой выручки которых также положен в основу оспариваемых тарифов.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводами ОАО "МРСК Сибири" о том, что исходя из специфики спора - признание недействующим нормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц, отсутствует необходимость привлечения всех субъектов розничного рынка к участию в деле.
Однако в данном случае, оспариваемое решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях конкретных лиц, непосредственно поименованных в приказе N 539/69.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку при рассмотрении дела судом нарушены нормы процессуального права, влекущие безусловную отмену судебного акта, решение от 08.11.2013 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.11.2013 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9710/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный N 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приказ Федеральной службы по тарифам об их утверждении от 06.08.2004 N 20-э/2; далее - Методические указания), которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2014 г. N Ф04-8332/13 по делу N А46-9710/2013