г. Тюмень |
|
5 февраля 2014 г. |
Дело N А46-3553/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (заявителя) на решение от 31.07.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 29.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А46-3553/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (644053, г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, 95, 10, ОГРН 1085543061471, ИНН 5501214355) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) о признании недействительным постановления.
Другие лица, участвующие в деле: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (644000, г. Омск, ул. Тарская, 11, ОГРН 1045504000838, ИНН 5503077584), закрытое акционерное общество "АРГУС" (644007, г. Омск, ул. 7-я Северная, 124, ОГРН 1105543031978, ИНН 5503223468).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Омска (далее - администрация) от 15.03.2013 N 273-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079, с местоположением: г. Омск, северо-западная часть кадастрового квартала 55:36:07 01 06, для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей); об обязании администрации принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вышеупомянутого земельного участка.
Требования мотивированы тем, что отказ администрации предоставить заявителю разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка "для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности (5-10 этажей)" нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества), закрытое акционерное общество "АРГУС" (далее - ЗАО "АРГУС").
Решением от 31.07.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе институт просит отменить вынесенные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции превысил полномочия, сославшись на то, что в соответствии с пунктом 43 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки от 10.12.2008), в общественно-деловых зонах объекты условно разрешенного вида могут занимать не более 30 процентов территориальной зоны, тогда как площадь земельного участка, в отношении которого запрашивался условно разрешенный вид использования, составляет 94 процента территориальной зоны, поскольку это обстоятельство не было указано в заключении комиссии.
Заявитель полагает, что не обязан получать согласие арендодателя или ТУ Росимущества на смену вида разрешенного использования, так как при наличии Правил землепользования и застройки от 10.12.2008 в данном муниципальном образовании смена вида разрешенного использования происходит в порядке статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Отзывы на кассационную жалобу заинтересованное лицо и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Институт, администрация, департамент, ТУ Росимущества, ЗАО "АРГУС" о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что согласно заключенному между ТУ Росимущества (арендодателем) и институтом (арендатором) договору аренды земельного участка от 25.11.2008 N 208-ТУ (далее - договор аренды) арендодателем из земель населенных пунктов в пользование арендатора по акту приема-передачи передан земельный участок общей площадью 265 543 мI, с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079, расположенный в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:07 01 06 города Омска, для использования в общественно-деловых целях, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся неотъемлемой его частью (приведенное описание целей использования участка является окончательным).
Срок действия договора аренды определен сторонами с 01.06.2009 по 29.05.2058 на 49 лет (пункт 2.1).
Разрешенным использованием указанного земельного участка является: для общественно-деловых целей (кадастровый план земельного участка от 11.12.2007 N 40/07-32660).
В сентябре 2012 года институт обратился в департамент с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования заявленного земельного участка "для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности (5-10 этажей)".
Администрация, руководствуясь ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами землепользования и застройки от 10.12.2008, Уставом города Омска, рекомендациями комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 12.02.2013, приняла постановление от 15.03.2013 N 273-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", включая земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079.
Заявитель оспорил данное решение администрации в названной части в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая институту в удовлетворении заявления, исходили из того, что спорный земельный участок относится к территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-1782) и имеет окончательное описание целевого использования "для общественно-деловых целей".
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с частями 1, 2 статьей 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Омске (далее - Порядок).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в соответствии с упомянутым Порядком, на основании подпункта 15 пункта 1 постановления администрации города Омска от 21.01.2013 N 2-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079, находящегося по адресу: Омская область, город Омск, северо-западная часть кадастрового квартала 55:36:07 01 06, для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей).
Частями 8, 9 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В соответствии с этими рекомендациями глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Оспариваемое решение администрации города Омска вынесено, в том числе на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 12.02.2013.
В заключении комиссией отражено, что установленное для спорного земельного участка разрешенное использование "для общественно-деловых целей" является окончательным; на данной территории расположены лесные участки Омского лесопарка, каждому выделу присвоен номер; в ходе проведения публичных слушаний представителями ФГБОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина" и КТОС "Аграрный" высказаны предложения о сохранении данной территории "зеленой зоной" и возражения относительно застройки указанной территории.
При таких обстоятельствах комиссия рекомендовала отказать в предоставлении институту разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079, с местоположением: Омская область, город Омск, северо-западная часть кадастрового квартала 55:36:07 01 06, для размещения многоквартирного жилого дома средней этажности (5-10 этажей).
Кроме того, судами установлено, что Правилами землепользования и застройки от 10.12.2008 для каждой территориальной зоны определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно карте градостроительного зонирования территории города Омска, утвержденной в составе вышеуказанных Правил, рассматриваемый земельный участок относится к территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-1782).
В статье 45 Правил землепользования и застройки от 10.12.2008 закреплено, что зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Из статьи 43 Правил землепользования и застройки от 10.12.2008 вытекает, что в общественно-деловых зонах объекты условно разрешенного вида использования могут занимать не более 30 процентов территориальной зоны.
Между тем площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079, в отношении которого запрашивалось разрешение на условно разрешенный вид использования, равна 265 543 мI, что составляет около 94 процентов от площади территориальной зоны ОД1-1782.
Утверждение заявителя о превышении судом первой инстанции полномочий в связи с применением пункта 43 Правил землепользования и застройки от 10.12.2008 при оценке постановления администрации города Омска и игнорирование этого обстоятельства апелляционным судом не принимается во внимание суда кассационной инстанции.
Так как администрация города Омска приняла постановление с учетом требований, содержащихся в Правилах землепользования и застройки от 10.12.2008, то суды правомерно применили названный нормативный акт.
Расположение земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079 в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения подтверждается также проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - Красноярский тракт - улица 7-я Северная - улица Красный Путь в Советском административном округе города Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-п.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суды обоснованно посчитали, что спорное постановление принято администрацией в установленный законом срок, с соблюдением процедуры публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с учетом рекомендаций комиссии по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, на основании Правил землепользования и застройки от 10.12.2008, карты градостроительного зонирования территории города Омска, в соответствии с требованиями ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем наличия совокупности этих правовых условий суды не выявили, вследствие чего правомерно отказали в удовлетворении заявления института.
Таким образом, доводы заявителя о неправильном применении судами норм материального права необоснованны и, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина в сумме 1 000 руб., излишне уплаченная по чеку-ордеру от 20.12.2013 N 9100 за рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу, возвращается институту из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.07.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3553/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрация, руководствуясь ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами землепользования и застройки от 10.12.2008, Уставом города Омска, рекомендациями комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 12.02.2013, приняла постановление от 15.03.2013 N 273-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", включая земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 06:3079.
...
Согласно статье 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
...
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с частями 1, 2 статьей 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2014 г. N Ф04-190/14 по делу N А46-3553/2013