г. Тюмень |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А70-4539/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабановой Г.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудио записи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования поселка Андреевский Тюменского района Тюменской области на решение от 14.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Вебер Л.Е.) и постановление от 24.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А70-4539/2013 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области (625026, город Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 1, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) к администрации муниципального образования поселка Андреевский Тюменского района Тюменской области (625516, Тюменская область, Тюменский район, поселок Андреевский, улица Школьная, 6, ИНН 7224011481, ОГРН 1027200880794) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В заседании приняли участие представители: администрации муниципального образования поселка Андреевский Тюменского района Тюменской области - Латыпов И.М. (решение от 07.10.2009 о назначении главой администрации), Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области - Савченко С.Г. (доверенность от 16.08.2013) и Штоль Н.В. (доверенность от 05.02.2014).
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) обратилось с иском к администрации муниципального образования п. Андреевский Тюменского района Тюменской области (далее - администрация) о взыскании 500 000 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением от 14.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области заявленные Управлением Росприроднадзора требования удовлетворены.
Постановлением от 24.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и отсутствие доказательств причинения ущерба лесному фонду действиями администрации, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным органом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые администрацией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенным 24.08.2012 рейдовым мероприятием выявления мест несанкционированного размещения отходов в границах Тюменского района установлено, что на территории прилегающей к п. Андреевский Тюменского района в лесном массиве на протяжении 1 км находится несанкционированная свалка отходов объемом 500 куб.м (старой мебели, строительного мусора, твердых бытовых отходов, ветоши), о чем был составлен акт осмотра от 24.08.2012 и фото-таблицы.
В связи с этим Управлением Росприроднадзора 03.09.2012, 11.10.2012, и 22.10.2012 были направлены главе администрации Андреевского муниципального образования письма о необходимости ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов с территории прилегающей к п. Андреевский.
В связи с тем, что несанкционированная свалка не была ликвидирована, административный орган 19.12.2012 направил главе администрации письмо с требованием о возмещении 500 000 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Поскольку в добровольном порядке ущерб, причиненный лесному фонду, не был возмещен, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации указанной суммы ущерба, причиненного лесному фонду.
В статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что в случае причинения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среду установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Методика и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что территория, прилегающая к п. Андреевский (координаты места нахождения N 57°03'27.5"Е 065°48'49.8"), на которой обнаружена несанкционированная свалка мусора, входит в границы территории муниципального образования п. Андреевский Тюменского района Тюменской области.
Факт причинения ущерба окружающей природной среде - землям лесного фонда, в результате загрязнения и захламления коммунально-бытовыми отходами, бытовым и строительным мусором подтвержден материалами дела и администрацией не опровергается.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 24.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4539/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлено, что в случае причинения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среду установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Методика и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 февраля 2014 г. N Ф04-9863/13 по делу N А70-4539/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9863/13
24.10.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7372/13
01.10.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4539/13
14.06.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4539/13