г. Тюмень |
|
3 марта 2014 г. |
Дело N А03-9472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение от 30.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 30.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Музыкантова М.Х., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-9472/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Алтайский завод агрегатов" (656008, Алтайский край, город Барнаул, улица Гоголя, 187, ИНН 2225003220, ОГРН 1022201759470) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область, город Кемерово, улица Институтская, 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) о признании недействительным предписания от 04.06.2013 N 18-2-6-8-10/175-13.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Тэрри Р.В.) в заседании участвовали представители: Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Хованов И.А. по доверенности от 09.01.2014, Чижов А.Н. по доверенности от 09.01.2014, Горелов А.В. по доверенности от 09.01.2014; открытого акционерного общества "Алтайский завод агрегатов" - Чайкина В.А. по доверенности от 27.09.2013 и Штрафунова Ю.С. по доверенности от 19.03.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайский завод агрегатов" (далее - ОАО "АЗА", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) о признании недействительным предписания от 04.06.2013 N 18-2-6-8-10/175-13.
Решением от 30.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 30.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Ростехнадзор просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку предписание законно.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АЗА" просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, поскольку они соответствуют требованиям закона, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения (приказа) от 05.04.2013 N 18-585 в период с 01.05.2013 по 04.06.2013 специалистами Ростехнадзора в присутствии директора ОАО "АЗА" Кривашина В.В. проведена плановая выездная проверка юридического лица по адресу: г. Барнаул, ул. Гоголя, д. 187.
В ходе проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности, в частности, - статей 2, 8, 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); пунктов 1.14, 1.17, 1.2, 2.1.1, 2.3.2, 2.4.3, 2.6.9, 2.7.1, 2.7.2, 2.8.1, 2.8.3, 2.10.8, 2.10.14, 3.12, 3.7, 4.3, 4.17, 8.4, 8.15, 8.16, 8.17, 8.19, 8.20, 9.3, 10.1, 10.4 ПБ 11-493-02 "Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств" (далее - ПБ 11-493-02); ГОСТ 23120-78 "Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия" (далее - ГОСТ 23120-78); пунктов 4.3.8, 4.6.3 ГОСТ 12.2.046.0-2004 "Оборудование технологическое для литейного производства. Требования безопасности" (далее - ГОСТ 12.2.046.0-2004); пунктов 3.1, 3.8 ГОСТ 12.2.022-80 "Конвейеры. Общие требования безопасности" (далее - ГОСТ 12.2.022-80); пункта 1.10, главы II, пункта 3 приложения 5, пункта 1.16, приложения 8 РД 11-561-03, пункта 4.6 РД 11-561-03 "Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах" (далее - РД 11-561-03); пунктов 2.1.6, 2.2.3, 2.2.13, 5.5.42 ПБ 11-551-03 "Правила безопасности в литейном производстве" (далее - ПБ 11-551-03); пункта 6.4 ПБ 03-517-02 "Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ПБ 03-517-02); пунктов 4, 5, 19 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Министерства природы России от 30.06.2009 N 195; Положения о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.01.2012 N 44; пунктов 2.2, 2.7 РД 11-126-96 Методических рекомендаций по организации и осуществлению контроля за обеспечением безопасной эксплуатации зданий и сооружений на подконтрольных металлургических и коксохимических производствах; пункта 4.3.3.3 "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" ПБ 03-246-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64 (далее - ПБ 03-246-98); пунктов 4. 26, 7, 14 "Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" РД 03-20-2007 (далее - РД 03-20-2007); пункта 14 "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" РД 03-19-2007; пункта 3.2.1 ГОСТ 12.4.021-75 "Системы вентиляционные. Общие требования"; пункта 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480; раздела 1 "Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля" ПБ 03-440-02, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 N 3; пунктов 6.3.12, 8.1.5, 8.1.6 "Правил устройств и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов" ПБ 10-574-03; пунктов 2.6.6, 2.17.6, 8, 8.13, 9.1.6, 9.2.24, 9.3.2, 9.3.21, 9.3.22, 9.4.3, 9.4.4, 9.4.27, 9.5.1, 9.5.5, 9.5.6, приложений 7, 11, 17 "Правил устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" ПБ 10-382-00; статьи 7.3.8 "Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации" РД-10-231-98; статьи 16 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (с изменениями на 01.12.2011); пунктов 5.1.2, 5.1.5, 5.1.6, 5.2.2, 5.6.6, 5.7.8, 10.4, 10.7, 10.22, 10.23, 11.6 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9 (далее - ПБ 12-529-03).
Результаты проверки Ростехнадзора отражены в акте проверки от 04.06.2013 N 18-С/175-13 с указанием на выявленные нарушения.
Обществу выдано предписание от 04.06.2013 N 18-2-6-8-10/175-13 об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности в установленные предписанием сроки.
В частности,- в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 3.12 ПБ 11-493-02 нарушена герметичность (течь масла) редуктора привода смешивающего бегуна инв. N 12378 землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 2.8.1, 2.8.3 ПБ 11-493-02; ГОСТ 23120-78 отсутствуют перильные ограждения высотой не менее 1 м. со сплошным бортом по низу высотой 1, 04 м.: приямка под смешивающим бегуном инв. N 12378 в земелеприготовительном отделении; площадки за смешивающим бегуном инв. N 12618 напротив ленточного конвейера подачи формовочной смеси в землеприготовительном отделении; приямка за смешивающим бегуном инв. N 12618 (подача формовочной смеси от смешивающих бегунов инв. N 12378, инв. N 13923, инв. N 12618) в землеприготовительном отделении; частично площадки для обслуживания вентиляционной установки участка выбивки; приямка ленточного конвейера подачи горелой земли к полигональному ситу землеприготовительного участка инв. N 10423; скипового приямка индукционных свечей (ограждение имеет высоту менее 1 м.) в шихтовом дворе; приямка под пластинчатым конвейером инв. N 12942 для слива холодного металла в изложницы на участке "автолинии"; площадки обслуживания машины шламоудаления инв. N 058665 плавильного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.1.1 ПБ 11-493-02; пункта 4.3.8 ГОСТ 12.2.046.0-2004 органы (пульты) управления смешивающим бегуном инв. N 12378 землеприготовительного участка не обозначены находящимися рядом надписями об их назначении, срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 3.7 ПБ 11-493-02 отсутствуют выписки из технологических инструкций о пуске (остановке) технических устройств на видных местах возле пультов управления: смешивающими бегунами инв. N 12378, инв. N 13923, инв. N 12618 землеприготовительного участка; воздуходувок вагранок плавильного участка; пластинчатого конвейера плавильного участка; пластинчатого конвейера для слива холодного металла в изложницы инв. N 12942 на участке "автолинии"; скиповых подъемников вагранок инв. N 3633, N 3634, 14117, 14118 плавильного участка; продувочной камеры обрубного участка, срок устранения нарушений 11.06.2013; в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 8.19, 8.20 ПБ 11-493-02 строительные конструкции, площадки, лестницы, оборудование землеприготовительного участка и участка плавки находятся в грязном состоянии и не очищаются от производственной пыли, срок устранения нарушений с 05.06.2013 и постоянно; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.6.9 ГОСТ 23120-78 допущено применение проволоки и самодельных зажимов крепления рукавов (шлангов) к штуцерам на пульте управления смешивающего бегуна инв. N 12378 землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 2.8.1, 2.8.3 ПБ 11-493-02; ГОСТ 23120-78 отсутствует сплошной борт высотой 0, 14 м. на перильном ограждении: ремонтной площадки ленточного конвейера подачи формовочной смеси из под смешивающего бегуна землеприготовительного участка инв. N 12618; ремонтной площадки привода полигонального сита землеприготовительного участка; площадки для обслуживания тепловой завесы на входе в шихтовый двор; лестницы подъема на площадку вентиляции землеприготовительного участка; рабочей площадки в районе смешивающих бегунов инв. N 12618, инв. N 12923 землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.10.8 ПБ 11-493-02, пункта 3.1 ГОСТ 12.2.022-80 (срок устранения нарушений 05.06.2013) отсутствует ограждение: натяжного барабана транспортера подачи опок от виброрешетки (рубашки) инв. N 11272 участка формовки; натяжного барабана ленточного конвейера возврата горелой земли от участка формовки; приводного барабана ленточного конвейера подачи стержней на участок формовки; натяжного и приводного барабанов транспортера отсева металлической пыли от полигонального сита инв. N 12781 землеприготовительного участка; натяжного барабана ленточного конвейера приямка под смешивающим бегуном инв. N 12378 землеприготовительного участка; натяжного барабана ленточного конвейера подачи отливок в продувочную камеру обрубочного участка; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.10.14 ПБ 11-493-02; пункта 3.8 ГОСТ 12.2.022-80 не оснащены устройствами, обеспечивающими аварийную остановку привода конвейера из любой точки со стороны основных приходов и по всей длине ленточного конвейера подачи горелой земли в полигональное сито землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.7.1 ПБ 11-493-02; пункта 3.1 ГОСТ 12.2.022-80 не имеют сплошного металлического или сетчатого ограждения движущиеся части (опорные ролики): ленточного конвейера подачи горелой земли в полигональное сито землеприготовительного участка; нижней ветви ленточного конвейера возврата горелой земли от участка формовки; главного ленточного конвейера подачи формовочной смеси землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013;
- в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.7.2 ПБ 11-493-02 отсутствует сплошное съемное ограждение: ременной передачи вытяжной вентиляционной установки участка выбивки; цепной передачи привода ленточного конвейера подачи стержней на участок формовки; ременной передачи привода транспортера подачи опок на 2-ю пару формовочных машин участка формовки устранено в ходе проверки; зубчатой передачи подвесного конвейера сухих стержней стержневого участка; цепной передачи привода транспортера проходной печи стержневого участка; ременной передачи приводов вибролотков на участке завалки вагранок инв. N 16921, 16925, 16257, 16256, 16140, 13838, 14115, 13776; ременной передачи привода вытяжной вентиляции от автомата инв. N 4579 ПУ-3 шихтового двора; цепной передачи привода пластинчатого конвейера для слива холодного металла в изложницы инв. N 12942 на участке автолинии; ременной передачи привода транспортера проходной печи стержневого участка; цепной передачи привода транспортера финишировочной машины стержней стержневого участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.10.8 ПБ 11-493-02 отсутствует сплошное металлическое ограждение муфтовой передачи: привода транспортера подачи опок на 2-ю пару формовочных машин участка формовки; привода транспортера отсева металлической пыли от полигонального сита инв. N 12781 землеприготовительного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.4.3 ПБ 11-493-02 не проверены контрольно-измерительные приборы, установленные в помещении воздуходувок вагранок на участке плавки, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 4.6 РД 11-561-03 не вывешены на видном месте для ознакомления персонала выписки из оперативной части плана ликвидации аварии чугунолитейного цеха, срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.1.6 ПБ 11-551-03 непосредственно у плавильных агрегатов (вагранок) или на рабочих местах не размещены схемы расположения агрегатов, схемы технологических связей и коммуникаций, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статей 9, 13 Закона N 116-ФЗ отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на здание чугунолитейного цеха, утвержденное в установленном порядке в территориальном органе Ростехнадзора, срок устранения нарушений 05.06.2013;
- в нарушение статей 9, 13 Закона N 116-ФЗ; пункта 6.4 ПБ 03-517-02; пунктов 4, 5, 19 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Министерства природы России от 30.06.3009 N 195 отсутствует техническая документация на техническое устройство пластинчатый конвейер для слива холодного металла в изложницы участка автолинии, в которой должны быть указаны сроки эксплуатации. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технического устройства экспертными организациями не проводились, положительные заключения экспертиз промышленной безопасности отсутствуют, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статей 8, 9 Закона N 116-ФЗ при внесении изменений в проектную документацию (перенос конвейера на новое место) отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.7.1 ПБ 11-493-02 не имеют сплошного металлического или сетчатого ограждения вращающиеся и движущиеся части: пластинчатого конвейера для слива холодного металла в изложницы инв. N 12942 участка автолинии; транспортера проходной печи участка стержневого участка; подвесного конвейера инв. N 2557 сухих стержней стержневого участка не ограждена "звездочка" в месте набегания цепи; конвейера под циклоном аспирационной системы на стержневом участке; не ограждена "звездочка" в месте набегания цепи на участке автолинии, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.3.2 ПБ 11-493-02 отсутствует светозвуковая сигнализация, оповещающая о пуске (остановке) пластинчатого конвейера для слива холодного металла в изложницы инв. N 12942 участка автолинии, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 8.16 ПБ 11-493-02 не произведен проверочный расчет изменения нагрузки на строительные конструкции, в связи с размещением посторонних предметов на перекрытии склада механика, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 8.4 ПБ 11-493-02 не разработаны схемы движения транспортных средств и пешеходов по территории организации, объекта. Схемы движения должны быть вывешены на территории организации и на всех объектах, срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.2.3 ПБ 11-551-03 отсутствуют теплоизоляция опорных колонн вагранок инв. N 4306, 13073, 13132,14185 плавильного участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ;
пункта 8.17 ПБ 11-493-02 отсутствуют блокировки, исключающие возможность открывания и закрывания 3-х откатных механизированных ворот: въезда в шихтовый двор; откатных механизированных ворот обрубного участка; откатных механизированных ворот землеприготовительного участка, при открытых проходах (дверях). Отсутствует световая и звуковая сигнализация данных откатных механизированных ворот, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.2.13 ПБ 11-551-03 отсутствует механизм для открывания и закрытия летки вагранок инв. N 4306, 13073, 13132, 14185, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 4.17 ПБ 11-493-02 не ограждена зона проведения ремонтных работ под смешивающими бегунами инв. N 12378 землеприготовительного участка, срок устранения нарушений с 05.06.2013 и постоянно при выполнении ремонтов; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 2.8.1 ПБ 11-493-02; пункта 4.6.3 ГОСТ 12.2.046.0-2004 не соответствуют требованиям безопасности устройство площадок: для обслуживания кран-балки N 19 участка обрубки - на перильном ограждении площадки отсутствует дополнительная ограждающая полоса; для обслуживания аспирационной системы стержневого участка - на перильном ограждении площадки отсутствует дополнительная ограждающая полоса и сплошной борт по низу; для обслуживания приточной вентиляции стержневого участка отсутствует верхняя часть перильного ограждения - над рабочим местом натирки стержней стрежневого участка, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 1.14 ПБ 11-493-02; пункта 1.10, главы II, пункта 3 приложения 5, пункта 1.16 приложения 8 РД 11-561-03: 1) на плане размещения основных технических устройств и помещений не нанесены помещения и места размещения технических и материальных средств спасения людей, систем вентиляции, эвакуационных выходов, мест подъезда и маневрирования спецтехники а также зоны возможного воздействия последствий аварии; 2) в оперативной части ПЛА не указано место расположения командного пункта по ликвидации аварии, оборудованное техническими средствами передачи и фиксирования команд и докладов, поступающих в процессе ликвидации аварии; 3) отсутствуют акты проверки исправности, наличия и достаточности средств для ликвидации аварий и спасения людей, аварийного освещения, сигнализации, блокировок и связи; 4) в принципиальной технологической схеме объекта не указаны основные технологические параметры и характеристики, трубопроводных коммуникаций, с указанием технологических потоков; 5) по итогам проведения учебных тревог по плану ликвидации аварий не составляются акты; 6) отсутствуют журналы ознакомления работников чугунолитейного цеха с планом ликвидаций аварий, срок устранения нарушений 11.06.2013;
- в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 5.5.42 ПБ 11-561-03 эксплуатируются подвесные обдирочно-шлифовальные станки с ручным управлением инв. 17310, N б/н (25 шт.) на участке обрубки, срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; Положения о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.01.2012 N 44, противоречит требованиям федерального закона и нормативно-правовых актов, определяющих требования промышленной безопасности, выполнение работ повышенной опасности, с применением нарядов-допусков, на опасных производственных объектах ОАО "АЗА", срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 8.15 ПБ 11-493-02; пунктов 2.2, 2.7 РД 11-126-96 "Методические рекомендации по организации и осуществлению контроля за обеспечением безопасной эксплуатации зданий и сооружений на подконтрольных металлургических и коксохимических производствах" отсутствуют записи о проводимых ремонтах и комплексных обследованиях (ЭПБ) специализированными организациями в техническом паспорте по эксплуатации здания чугунолитейного цеха, срок устранения нарушений 11.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 4.2.3.3 ПБ 03-246-98 не выполняются рекомендации (условия подлежащие выполнению) заключений ЭПБ: 1) заключение ЭПБ вагранки 5 т/ч инв. 13132 рег. N 63-ТУ-00286/2009 пункт 10.4 главы 10 "Оборудовать механизм открывания и закрывания днища вагранки системой дистанционного управления"; 2) заключение ЭПБ вагранки 5 т/ч инв. N 4306 рег. N 63-ТУ-00166-2010 пункт 10.5.2 главы 10 "Оборудовать механизм открывания и закрывания днища вагранки системой дистанционного управления"; 3) заключение ЭПБ вагранки 5 т/ч инв. N 13073 рег. N 63-ТУ-00284-2009 пункт 10.4 главы 10 "Оборудовать механизм открывания и закрывания днища вагранки системой дистанционного управления"; 4) заключение ЭПБ вагранки 5 т/ч инв. N 14185 рег. N 63-ТУ-00285-2009 пункт 10.4 главы 10 "Оборудовать механизм открывания и закрывания днища вагранки системой дистанционного управления", срок устранения нарушений 05.06.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 9.3 ПБ 11-493-02 для поставки лиц, пострадавших или внезапно заболевших на работе с пункта первой медицинской помощи в лечебное учреждение отсутствует специальная санитарная машина, которую запрещается использовать для других целей, срок устранения нарушений 05.07.2013;
- в нарушение статьи 2, статьи 9 Закона N 116-ФЗ не проведена перерегистрация в государственном реестре опасных производственных объектов при осуществлении договора по приобретению движимого (технические устройства) и аренде недвижимого имущества (ЗиС) ОАО "АЗА" у открытого акционерного общества "БАМЗ", срок устранения нарушений 05.07.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 7 РД 03-20-2007 вновь принятые рабочие основных профессий чугунолитейного цеха ОАО "АЗА" не обучаются и не проходят проверку знаний в составе групп в учебных центрах, имеющих разрешение (лицензию) на право обучения, срок устранения нарушений с 05.06.2013, исключить допуск к эксплуатации литейного оборудования не обученных и неаттестованных в соответствии с РД 03-20-2007; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 4, 26 РД 03-20-2007 отсутствуют производственно-технические инструкции и/или инструкции по профессиям: выбивальщик отливок, земледел, обрубщик, сушильщик стержней, формовщик машины формовки, формовщик ручной формовки, стерженщик, модельщик, чистильщик литья, срок устранения нарушений 05.07.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 14 РД 03-19-2007 генеральный директор ОАО "АЗА" Кривашин В.В. не аттестован по специальным правилам (не проведена проверка знаний, отнесенных к компетенции руководителя организации после ввода в действие приказа Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"), срок устранения нарушений 05.07.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 10.4 ПБ 11-493-02 отсутствуют акты ежегодных инструментальных проверок эффективности вентиляционных систем чугунолитейного цеха, срок устранения нарушений 05.07.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 4.3, 10.1 ПБ 11-493-02; пункта 3.2.1 ГОСТ 12.4.021-75 отсутствует график планово-предупредительных ремонтов (ППР) вентиляционных систем чугунолитейного цеха, срок устранения нарушений 05.07.2013; - в нарушение статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора документы, регламентирующие порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах ОАО "АЗА", срок устранения нарушений 05.07.2013.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что допущенные Ростехнадзором при проведении проверки нарушения являются грубыми. Это влечет незаконность действий по проведению проверки и ее результатов.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 2 Закона N 116-ФЗ - опасными производственными объектами в соответствии с указанным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе, получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов (приложение 1).
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Согласно материалам дела, ранее плановая проверка в отношении общества проводилась в период с 05.03.2012 по 02.04.2012.
Рассматриваемая плановая выездная проверка в отношении общества проведена на основании распоряжения от 05.04.2013 N 18-585. Из содержания данного распоряжения следует, что контролирующему органу поручено провести проверку в отношении общества с адресом объектов и осуществления вида деятельности: цех литейный, площадка козлового крана, цех транспортный, участок прессовый, система газопотребления, участок порошковой металлургии, цех котельный, цех компрессорный по адресу: г. Барнаул, ул. Гоголя, д. 187. При этом в распоряжении Ростехнадзора не указаны идентифицирующие признаки опасного производственного объекта (далее - ОПО).
В сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2013 год также отсутствует указание на наименование и идентификацию ОПО в отношении общества.
В акте проверки N 18-С/175-13 также отсутствует данная информация, из его содержания не представляется возможным установить с достоверностью, какие ОПО проверены в ходе проверки.
Вместе с тем, любой ОПО имеет регистрационный номер.
В частности, ОПО, являющиеся целью плановой проверки: цех литейный (производство чугуна и алюминия) имеет регистрационный номер А63-00301-001; цех транспортный - регистрационный номер А63-00301-002; система газопотребления предприятия - регистрационный номер А63-00301-003; цех компрессорный - регистрационный номер А63-00301-004; участок порошковой металлургии - регистрационный номер А63-00301-005; участок прессовый - регистрационный номер А63-00301-006; площадка козлового крана МТС, регистрационный номер А63-00301-007; цех котельный - регистрационный номер А63-00301-008; площадка трансформаторной подстанции - регистрационный номер А63-00301-009 (свидетельство о регистрации N А63-00301).
Обществу в 2013 году выдано свидетельство А63-00301, которое удостоверяет, что следующие ОПО, эксплуатируемые обществом, зарегистрированы в государственном реестре ОПО в соответствии с Законом N 116-ФЗ: участок литейный (получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов), регистрационный номер А63-00301-0001; цех транспортный, регистрационный номер А63-00301-0002; система газопотребления предприятия, регистрационный номер А63-00301-0003; участок компрессорный, регистрационный номер А63-00301-0004; площадка мостовых кранов заготовительного участка и штамповки, регистрационный номер А63-00301-0006; площадка козлового крана отдела МТС, регистрационный номер А63-00301-0007; цех котельный, регистрационный номер А63-00301-0008; площадка мостовых кранов литейного цеха, регистрационный номер А63-00301-00010.
При регистрации изменилось наименование и количество входящих в состав объектов технических устройств. Так, цех литейный (производство чугуна и алюминия), регистрационный номер А63-00301-001, состоял из двенадцати объектов (вагранки N N 004306, 013073, 013132, 014285, печь для плавки алюминия, краны мостовые N N 3667, 3668, 3669, 3674, 3672, кабина подвесная N N 3670, 3671), с 2013 года ОПО является участок литейный (получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов), регистрационный номер А63-00301-0001, в состав которого входят вагранки N N 004306, 013073, 013132, 014285, печь для плавки алюминия.
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в распоряжении от 05.04.2013 N 18-585 указан проверяемый ОПО - цех литейный.
Согласно свидетельству о регистрации ОАО "АЗА" эксплуатируются и включены в реестр восемь ОПО, в том числе участок литейный с иным регистрационным номером и оборудованием, используемым на ОПО. Такой объект, как цех литейный, за обществом не зарегистрирован. Соответственно, объект, который Ростехнадзор должен был проверить, на момент проверки не существовал.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Ростехнадзором не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии соответствующего распоряжения и включения в план проверок ОПО общества, проверка которых фактически осуществлена Ростехнадзором в 2013 году. При этом проверка фактически проведена на каких-то объектах, однако ни в акте проверки, ни в предписании не указано, на каком именно ОПО выявлены нарушения.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлены и иные процессуальные нарушения: в проверке с 01.05.2013 по 16.05.2013 участвовало лицо, которое не назначалось лицом, уполномоченным на проведение проверки - Волков П.В., и не участвовали лица, которые должны были проверку проводить.
Ростехнадзором также нарушена статья 4 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах: в предписании установлен срок для устранения 31 нарушения - один день, остальные 9 - в срок до 11.06.2013, при том, что предложено провести экспертизы промышленной безопасности технических устройств и здания, установить многочисленные ограждения, внести изменения в проектную документацию, провести перерегистрацию опасных производственных объектов, а также обучить рабочих, согласовать с Ростехнадзором документы.
Доводы Ростехнадзора, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что исходя из положений главы 35 АПК РФ недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.08.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9472/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Закона N 116-ФЗ - опасными производственными объектами в соответствии с указанным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
...
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
...
Обществу в 2013 году выдано свидетельство А63-00301, которое удостоверяет, что следующие ОПО, эксплуатируемые обществом, зарегистрированы в государственном реестре ОПО в соответствии с Законом N 116-ФЗ: участок литейный (получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов), регистрационный номер А63-00301-0001; цех транспортный, регистрационный номер А63-00301-0002; система газопотребления предприятия, регистрационный номер А63-00301-0003; участок компрессорный, регистрационный номер А63-00301-0004; площадка мостовых кранов заготовительного участка и штамповки, регистрационный номер А63-00301-0006; площадка козлового крана отдела МТС, регистрационный номер А63-00301-0007; цех котельный, регистрационный номер А63-00301-0008; площадка мостовых кранов литейного цеха, регистрационный номер А63-00301-00010."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2014 г. N Ф04-9178/13 по делу N А03-9472/2013