г. Тюмень |
|
5 марта 2014 г. |
Дело N А46-5911/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Министерства образования Омской области на решение от 15.08.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 22.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-5911/2013 по заявлению частного образовательного учреждения "Учебный центр "Блокпост" (644007, город Омск, улица Октябрьская, 102, ИНН 5503115046, ОГРН 1095500000914) к Министерству образования Омской области (644002, город Омск, улица Красный Путь, 5, ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
частное образовательное учреждение "Учебный центр "Блокпост" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства образования Омской области (далее - министерство) от 04.04.2013 N ИСХ-13/МОБР-4639 об устранении нарушений законодательства.
Решением от 15.08.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, учреждением нарушены положения подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение о лицензировании), поскольку реализация образовательной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В" по двум предметам фактически обеспечена преподавателем Тимошиным В.Н., образовательный ценз которого не соответствует необходимым требованиям.
Суды не учли, что в ходе проверки и после ознакомления с актом проверки учреждением не были представлены доказательства соответствия Тимошина В.Н. занимаемой должности.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании выданной министерством 18.08.2011 лицензии серии А N 0000682. В соответствии с приложением к указанной лицензии учреждение имеет право реализовывать программы профессиональной подготовки водителей категории "В" по адресу:
г. Омск, ул. Яковлева, 107 угол ул. Октябрьская, 102.
На основании распоряжения министра образования Омской области от 22.02.2013 N 404 уполномоченными должностными лицами министерства проведена плановая выездная проверка учреждения с целью изучения и оценки соответствия его деятельности обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в области образования за 2011-2013 годы.
В ходе данной проверки выявлено, что обучение по предметам "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств" и "Основы безопасного управления транспортным средством" осуществляет Тимошин В.Н., имеющий диплом Омской Высшей школы милиции МВД ССР по специальности "юриспруденция" (квалификация "юрист"), удостоверение о краткосрочных курсах повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России по категории "преподаватель специальной техники учебных центров", свидетельство дополнительного образования о краткосрочных курсах повышения квалификации в Омском государственном университет путей сообщения по оказанию доврачебной помощи.
По результатам проверки министерством составлен акт от 29.03.2013 N 152/13, в котором указано на несоблюдение учреждением лицензионного требования и условия, предусмотренного подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании, поскольку образовательный ценз педагогического работника учреждения Тимошина В.Н. не соответствует требованиям к квалификации должности "преподаватель", установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761 н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
Министерство 04.04.2013 выдало учреждению предписание N ИСХ-13/МОБР-4639 об устранении указанных в акте проверки нарушений и принятии мер по обеспечению соблюдения требований подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании в срок до 01.10.2013.
Не согласившись с названным предписанием министерства, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих нарушение учреждением положений подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), действовавшего на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания, контроль по соблюдению образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы, предусмотренных лицензией условий, обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию.
В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения (статья 23 Закона об образовании).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании одним из лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Разделом III "Должности педагогических работников" Единого квалификационного справочника должностей установлено, что преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
При этом, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Тимошин В.Н. решением аттестационной комиссии от 01.10.2012 был признан соответствующим должности "преподаватель" по программе подготовки водителей категории "В", включая разделы программы: "Основы безопасного управления транспортным средством", "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств".
В материалах дела отсутствуют и министерством не представлены доказательства, свидетельствующие о недобросовестном исполнении преподавателем учреждения Тимошиным В.Н. своих должностных обязанностей.
Ссылка министерства на непредставление учреждением решения аттестационной комиссии в ходе проверки отклонена судами, поскольку министерство в ходе проверки не воспользовалось своим правом запросить необходимые документы.
Судами также отмечено, что заявляя об отсутствии в штате учреждения педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования, министерство ограничилось проверкой образовательного ценза одного работника учреждения без проверки квалификации иных преподавателей лицензиата, обеспечивающих реализацию образовательной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В".
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным оспариваемое предписание министерства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.08.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.10.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5911/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению подателя кассационной жалобы, учреждением нарушены положения подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее - Положение о лицензировании), поскольку реализация образовательной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В" по двум предметам фактически обеспечена преподавателем Тимошиным В.Н., образовательный ценз которого не соответствует необходимым требованиям.
...
Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), действовавшего на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания, контроль по соблюдению образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы, предусмотренных лицензией условий, обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию.
В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения (статья 23 Закона об образовании)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2014 г. N Ф04-141/14 по делу N А46-5911/2013