г. Тюмень |
|
6 марта 2014 г. |
Дело N А27-9208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.10.2013 (судья Аникина Н.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-9208/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, дом 74А, ГСП-1, ИНН 4205168040, ОГРН 1084205020965) к муниципальному автономному учреждению "Школьный уют" Кемеровского муниципального района (650517, Кемеровская область, Кемеровский район, поселок Металлплощадка, улица Школьная, дом 18, ИНН 4250006524, ОГРН 1104250000249) о взыскании 31 330,11 руб.
Суд установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному автономному учреждению "Школьный уют" Кемеровского муниципального района (далее - Учреждение) с требованием о взыскании штрафа, в размере 31 330,11 руб., начисленного на основании решения от 13.11.2012 N 1099.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.10.2013, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельства дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Учреждением представлены индивидуальные сведения за 2 квартал 2012 года в установленный законом срок - 13.08.2012.
Однако в сведениях выявлены ошибки, выразившиеся в неверном соотношении взносов по страховой и накопительной части трудовой пенсии по одному застрахованному лицу.
03.09.2012 Учреждением представлены исправленные сведения за 2 квартал 2012 года, в которых вновь допущены ошибки в виде неверного соотношения взносов страховой и накопительной частей трудовой пенсии по одному застрахованному лицу.
13.09.2013 Учреждением представлены исправленные сведения, содержащие аналогичные ошибки, те, что были в сведениях, представленных 13.08.2013.
В откорректированных сведениях от 21.09.2012 допущено несоответствие данных о начисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, представленных в индивидуальных сведениях (формы АДВ-2-, СЗВ-6-2. СЗВ-6-1) и форме РСВ-1, а также превышение уплаченных страховых взносов по отношению к начисленным по сорока восьми застрахованным лицам.
03.10.2012 Учреждение устранило несоответствие данных о начисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, представленных в индивидуальных сведениях (формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2, СЗВ -6-1 за 2 квартал 2012 года) и в форме РСВ-1 за 1-е полугодие 2012 года. В представленной отчетности содержались ошибки в виде превышения уплаченных страховых взносов по отношению к начисленным страховым взносам по тридцати одному застрахованному лицу нарастающим итогом.
Управление письмом от 04.09.2012 N 20-12810 сообщило о необходимости представления исправленных форм документов, в срок до 27.09.2012.
09.10.2012 в соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция) принято решение N 94 о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в части разнесения сведений об уплаченных страховых взносах нарастающим итогом в отношении каждого застрахованного лица за 2 квартал 2012 года.
В связи с тем, что Учреждением не представлены откорректированные сведения в установленный срок, ему начислены штрафные санкции по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N27-ФЗ" в размере 31 330,11 руб.
13.12.2012 в адрес Учреждения выставлено требование N 1099 об оплате штрафа в указанном размере в срок до 03.01.2013.
Требование Учреждением в установленный срок в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 8, 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192-п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", исходили из того, что непредставление исправленных сведений в установленный срок не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11, статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице предоставляются ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет ответственность страхователей в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Кассационная инстанция, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Из материалов дела следует, что решением Пенсионного фонда от 13.11.2012 N 1099 учреждению начислены штрафные санкции по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в размере 31 330,11 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем, ни в акте камеральной проверки, ни в решении, Управление не указывает, какие именно сведения учреждением были искажены и недостоверно представлены в Пенсионный Фонд.
При том, что сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за отчетный период 2 квартал 2012 года предоставлены страхователем в Пенсионный фонд в срок, установленный законом - 13.08.2012, что отражено в акте камеральной проверки и в решении о привлечении к ответственности, а также не оспаривается заявителем.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии со статьями 42, 43 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности на основании положений настоящего Закона возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Таким образом, привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган Пенсионного фонда должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, либо недостоверность предоставленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе события правонарушения.
Доказательств того, что Учреждением были представлены недостоверные сведения, либо того, что несоответствие представленных форм отчетности отразилось каким-то образом на достоверности исчисленных страховых взносов, неточности в сведениях о стаже или повлекло за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, Управлением в материалы дела не представлено.
Судами сделан правильный вывод, что из решения о привлечении к ответственности от 13.11.2012 N 1099 не следует, что штрафные санкции начислены, исходя из представления недостоверных сведений в отношении конкретных застрахованных лиц.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9208/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии со статьями 42, 43 Закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности на основании положений настоящего Закона возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Таким образом, привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, орган Пенсионного фонда должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, либо недостоверность предоставленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе события правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2014 г. N Ф04-1173/14 по делу N А27-9208/2013