г. Тюмень |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А03-7340/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В. Шабановой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" на решение от 06.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 20.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А03-7340/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" (630102, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Зыряновская, 55, офис 1, ИНН 0411150443, ОГРН 1100411002119) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656002, Алтайский край, город Барнаул, проспект Калинина, 8, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании незаконными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Степанова О.И. ) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" - Сметанникова С.В. по доверенности от 20.05.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" (далее - ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 03.04.2013 N 5-ФАС22-АМ/02-13 и предписания от 03.04.2013 N 5-ФАС22-АМ/02-13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова (далее - ЗАО "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова).
Решением от 06.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 20.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, заявленные им требования удовлетворить.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о наличии в его действиях нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); полагает, что состоявшиеся по делу судебные акты являются необоснованными, так как выводы, изложенные в них, не соответствуют обстоятельствам дела.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган, ЗАО "Алейскзернопродукт" имени С.Н. Старовойтова, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор", поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанций, что ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" на основании Правил биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждены директором ЗАО "Национальная товарная биржа" 21.07.2010, согласованы заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации 21.07.2010, генеральным директором ОАО "Объединенная зерновая компания" 21.07.2010) является хранителем запасов интервенционного фонда урожая 2009 года.
21.03.2013 на заседании комиссии антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства принято решение N 5-ФАС22-АМ/02-13 (в полном объеме изготовлено 03.04.2013), которым ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда в границах территории, в пределах которой расположен элеватор.
Действия общества, выразившиеся в согласовании 04.02.2013 графиков отгрузки сельхозпродукции в феврале - апреле 2013 года по договорам хранения, заключенным с ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб", без учета находящегося в стадии заключения аналогичного договора хранения с ЗАО "Алейскзернопродукт", но при наличии выданной обществом квитанции N СО 00000897 на приемку хлебопродуктов в порядке обмена и прочего поступления от 25.12.2012, на основании которой зерно подлежит выдаче ЗАО "Алейскзернопродукт", а также в составлении графика отгрузки для ЗАО "Алейскзернопродукт", предусматривающего отгрузку с 22.05.2013 по 10.06.2013, создающими преимущества ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб", признаны ущемляющими интересы ЗАО "Алейскзернопродукт" и нарушающими требования пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
03.04.2013 обществу выдано предписание N 5-ФАС22-АМ/02-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" предписано в срок до 15.04.2013 прекратить вышеуказанное нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и устранить дискриминационные условия при составлении графика отгрузки зерна, приобретенного ЗАО "Алейскзернопродукт" на биржевых торгах из интервенционного фонда, путем составления и направления ЗАО "Алейскзернопродукт" для согласования графика отгрузки зерна с установлением в нем сроков отгрузки зерна, аналогичных срокам, содержащимся в графиках отгрузки для ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" по договору хранения от 20.12.2012 и ООО "Хлеб" по договорам хранения от 24.01.2013 и 31.01.2013.
Общество, не согласившись с данными решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия решения и предписания антимонопольного органа требованиям Закона о защите конкуренции и отсутствия нарушения ими прав общества.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.
Дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (статья 4 Закона о защите конкуренции).
Принимая во внимание положения части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным доминирующее положение общества на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда в границах территории, в пределах которой расположен элеватор.
При этом суды исходили из того, что антимонопольным органом проведен анализ состояния конкурентной среды по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда.
Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда от 28.02.2013, суды установили его соответствие Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220, и признали общество доминирующим хозяйствующим субъектом.
ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор", не оспаривая порядок проведения анализа, его этапы, критерии определения продуктовых и географических границ исследуемого товарного рынка, указывает на наличие иных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Вместе с тем, наличие иных хозяйствующих субъектов в Алтайском крае само по себе не опровергает выводы антимонопольного органа о доминирующем положении заявителя.
Суды установили, что ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" входит в одну группу лиц с ООО "СО "Топчихинский мелькомбинат", ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб".
ЗАО "Алейскзернопродукт", ООО "СО "Топчихинский мелькомбинат", ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб", осуществляя такой вид деятельности, как производство муки из зерновых и растительных культур, являются конкурентами.
ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" по договорам хранения сельхозпродукции, заключенным с ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" в декабре 2012 года, ООО "Хлеб" в январе 2013 года, со сроком хранения до 31.12.2013, согласовало 04.02.2013 графики отгрузки зерна без учета того обстоятельства, что общество и ЗАО "Алейскзернопродукт" находятся в стадии заключения аналогичного договора хранения.
При этом ЗАО "Алейскзернопродукт" неоднократно информировало ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" о своем несогласии с длительными сроками хранения сельхозпродукции, установленными в пункте 1.3 проекта договора хранения, направляя также заявки на отгрузку зерна в декабре 2012 года, январе и феврале 2013 года. Это свидетельствовало о намерении ЗАО "Алейскзернопродукт" получить услугу по отгрузке зерна как можно раньше, не неся дополнительных оплат за более длительные сроки хранения сельхозпродукции.
Кроме того, ЗАО "Алейскзернопродукт" информировало ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор" о том, что неполученное зерно необоснованно исключено из оборота ЗАО "Алейскзернопродукт", поэтому ожидаемый доход не получен.
Несмотря на данные обстоятельства, общество предлагало к согласованию ЗАО "Алейскзернопродукт" график отгрузки, по которому отгрузка должна была начаться только в третьей декаде мая 2013 года.
Изложенное свидетельствует о том, что ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор", согласовывая 04.02.2013 графики отгрузки сельхозпродукции по договорам хранения, заключенным с ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб", входящими в одну группу лиц с ООО "Сельскохозяйственное объединение "Усть-Калманский элеватор", создало преимущественные условия отгрузки зерна для этих обществ.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов о том, что при таких условиях отгрузки зерна интервенционного фонда ЗАО "Алейскзернопродукт" поставлено в неравное положение по сравнению с ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб". Вывод судов о том, что данные действия общества свидетельствуют о создании дискриминационных условий и не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является обоснованным.
Отказ судами обществу в признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа соответствует действующему законодательству.
Доводы подателя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7340/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна государственного интервенционного фонда от 28.02.2013, суды установили его соответствие Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220, и признали общество доминирующим хозяйствующим субъектом.
...
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод судов о том, что при таких условиях отгрузки зерна интервенционного фонда ЗАО "Алейскзернопродукт" поставлено в неравное положение по сравнению с ООО "Новокузнецкий комбинат хлебопродуктов" и ООО "Хлеб". Вывод судов о том, что данные действия общества свидетельствуют о создании дискриминационных условий и не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2014 г. N Ф04-1343/14 по делу N А03-7340/2013