г. Тюмень |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А70-8618/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А. Отческой Т.И.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" на решение от 11.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 19.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8618/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" (625000, город Тюмень, улица Республики, 139, ИНН 7201000726, ОГРН 1027200789220) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58 А, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" - Шестаков С.А. по доверенности от 20.12.2013 N 20-456;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 31.12.2013 N 3.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" (далее - общество, ОАО "Сибнефтепровод") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2013 N А13/165 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 11.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 19.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, дополнительно представленных письменных пояснениях ОАО "Сибнефтепровод", ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
По мнению подателя кассационной жалобы, совершенное им правонарушение является малозначительным, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; доводы общества, приводимые в обоснование наличия оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не были рассмотрены судами, результаты их оценки не отражены в обжалуемых судебных актах.
Общество, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 4-П (далее - Постановление N 4-П), полагает возможным снизить размер назначенного ему административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, проведенной управлением проверкой соблюдения Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), установлено, что ОАО "Сибнефтепровод" не опубликовало на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию, предусмотренную подпунктами "б", "в", "г" пункта 9, подпунктами "а", "б" (абзацам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17), "в", "в(1)", "г", "д", "е", "ж" пункта 11 Стандартов.
По результатам проверки управлением 09.07.2013 составлен протокол N А13/165 об административном правонарушении, 24.07.2013 вынесено постановление N А13/165 о привлечении ОАО "Сибнефтепровод" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции исходили из наличия в действиях ОАО "Сибнефтепровод" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статей 3, 4, пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", суды пришли к правильному выводу о наличии у общества обязанности раскрывать информацию, указанную в Стандартах.
Факт не размещения на официальном сайте в сети интернет информации, подлежащей раскрытию в соответствии Стандартами, установлен судами, подтверждается материалами дела и ОАО "Сибнефтепровод" не оспаривается.
Поскольку доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению указанных выше требований действующего законодательства, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено, суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Сибнефтепровод" состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Оценив доводы общества, приведенные им в обоснование применения статьи 2.9 КоАП РФ (отсутствие каких-либо негативных последствий совершенного правонарушения и вреда охраняемым общественным отношениям в сфере услуг электроснабжения; прекращение с 01.01.2014 деятельности по передаче электроэнергии; вспомогательный характер указанной деятельности; совершение правонарушения впервые), руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), судебные инстанции не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
При этом суды указали, что в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок соблюдения требований действующего законодательства в части раскрытия необходимой информации, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений; существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 постановления N 10 оценка выводов судов первой и апелляционной инстанций о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления является правомерным.
Доводы общества о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ, со ссылкой на Постановление N 4-П подлежат отклонению, поскольку оно не подлежит применению.
Как указано в Постановлении N 4-П не вступившие к моменту его провозглашения в законную силу или вступившие в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, вынесенные на основании положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, части 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц, не являющихся заявителями по настоящему делу, а равно на основании иных статей КоАП РФ, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием Постановления N 4-П) не подлежат.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 19.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8618/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о необходимости снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 9.15 КоАП РФ, со ссылкой на Постановление N 4-П подлежат отклонению, поскольку оно не подлежит применению.
Как указано в Постановлении N 4-П не вступившие к моменту его провозглашения в законную силу или вступившие в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, вынесенные на основании положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, части 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц, не являющихся заявителями по настоящему делу, а равно на основании иных статей КоАП РФ, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием Постановления N 4-П) не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2014 г. N Ф04-2230/14 по делу N А70-8618/2013