г. Тюмень |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А46-11766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 05.11.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-11766/2013 по заявлению Министерства здравоохранения Омской области (644099, город Омск, улица Красный Путь, 6, ИНН 5503079310, ОГРН 1045504007493) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, город Омск, проспект Карла Маркса, 12А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Суд установил:
Министерство здравоохранения Омской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 19.09.2013 и предписания от 19.09.2013 по делу N 03-10.1/327-2013.
Решением от 05.11.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, соединение в одном лоте услуг на поставку, изготовление, хранение и отпуск лекарственных средств не соответствует требованиям части 3 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и влечет ограничение количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в таком аукционе.
Антимонопольный орган также считает, что заказчиком были нарушены требования части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, поскольку начальная (максимальная) цена государственного контракта в 110 000 000 руб. включает в себя в том числе закупку лекарственных средств.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медицинская компания "Фармэкс" на действия заказчика о нарушениях при проведении открытого конкурса управлением принято решение от 19.09.2013, согласно которому действия министерства признаны нарушающими требования части 2.2 статьи 10 и части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
На основании указанного решения министерству выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующее законодательство не ограничивает возможность заказчика объединять в один лот такие виды деятельности как поставка, хранение и обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, образующих комплекс социальных услуг по обеспечению населения лекарственными средствами на льготных условиях, являющихся предметом аукциона; отсутствия оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям ограничений, установленных частью 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По смыслу положений частей 1 и 2.1 статьи 10, статьи 22 Закона о размещении заказов, заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), исходя из его потребностей.
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судами, при формировании лотов заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающие устанавливать требования к предмету торгов, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерством на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации бесплатного и с 50-процентной скидкой лекарственного обеспечения.
Проанализировав содержания конкурсной документации, суды обеих инстанций установили, что ее положения основаны на нормах областного законодательства: пунктах 12, 27 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12.12.2012 N 265-п, подпункте 1 пункта 1, пункта 2 статьи 60 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, постановлении Правительства Омской области от 31.12.2004 N 102-п "Об утверждении Положения о лекарственном обеспечении на территории Омской области отдельных групп граждан и лиц, страдающих отдельными категориями заболеваний", постановлении Правительства Омской области от 27.01.2010 N 11-п "Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, отдельным категориям граждан в Омской области".
В частности, согласно конкурсной документации и условиям государственного контракта, уполномоченная фармацевтическая организация принимает на себя обязательства по оказанию услуг по организации бесплатного и с 50-процентной скидкой лекарственного обеспечения: приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, при необходимости изготовление лекарственных препаратов, хранение лекарственных препаратов, отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, установленным Правительством Омской области, осуществление автоматизированного персонифицированного учета рецептов и лекарственных препаратов, отпущенных отдельным категориям граждан, установленным Правительством Омской области, в количественном и денежном выражении по установленной форме через аптечные организации, расположенные на территории города Омска и муниципальных образований Омской области, своевременное и достоверное предоставление отчетности и информации по запросам Заказчика, информирование населения и учреждений здравоохранения. Услуги должны оказываться через аптечные организации (как собственные так и привлекаемые по гражданско-правовому договору) в количестве не менее трех в каждом административном округе города Омска и не менее одной в каждом муниципальном образовании Омской области.
При этом судами отмечено, что государственный контракт (лот) в рамках объявленного открытого конкурса N 131087 не содержит существенных условий договора поставки и не позволяет определить количество лекарственных средств, необходимых для обеспечения льготных категорий граждан.
Учитывая изложенное, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что предметом государственного контракта является не поставка лекарственных препаратов, а оказание комплекса социальных услуг по обеспечению лекарственными средствами населения на льготных условиях, в связи с чем обоснованно отклонили доводы управления о нарушении министерством положений части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, а также признали не подлежащим применению при регулировании спорных правоотношений постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о соблюдении министерством ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку объединенные в один лот услуги по приобретению, изготовлению, хранению и реализации фармацевтической продукции являются технологически и функционально взаимосвязанными, направлены на обеспечение доступности мер социальной поддержки при организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела суды обоснованно исходили из комплексных задач и целей правового регулирования размещения заказов и антимонопольного регулирования (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов и часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции), не усмотрев в конкурсной документации установления министерством ограничений доступа к участию в торгах.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию управления по делу, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.11.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11766/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о соблюдении министерством ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку объединенные в один лот услуги по приобретению, изготовлению, хранению и реализации фармацевтической продукции являются технологически и функционально взаимосвязанными, направлены на обеспечение доступности мер социальной поддержки при организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела суды обоснованно исходили из комплексных задач и целей правового регулирования размещения заказов и антимонопольного регулирования (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов и часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции), не усмотрев в конкурсной документации установления министерством ограничений доступа к участию в торгах."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2014 г. N Ф04-2676/14 по делу N А46-11766/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2676/14
06.02.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11787/13
05.11.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11766/13
31.10.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11766/13