г. Тюмень |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А45-5732/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Игошиной Е.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение от 12.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нефедченко И.В.) и постановление от 23.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А45-5732/2013 по иску открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (660017, город Красноярск, улица Дубровинского, 43, ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221) к открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (119160, город Москва, улица Знаменка, 19, ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218) о взыскании задолженности за потреблённую электрическую энергию в размере 40 410 467 рублей 65 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Оборонэнерго".
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Деревягин М.В.) в заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" Альмухометова Н.П. по доверенности от 27.11.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - Общество "Красноярскэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (далее - Общество "Оборонэнергосбыт") о взыскании задолженности за потреблённую электрическую энергию за период с 01.06.2012 по 31.12.2012 в размере 40 410 467 рублей 65 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - Общество "Обороэнерго").
Решением от 12.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. С Общества "Оборонэнергосбыт" в пользу Общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 35 433 163 рубля 98 копеек долга. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество "Оборонэнергосбыт" обратилось с кассационной жалобой, просит обжалуемые судебные акты отменить в части требования о взыскании суммы сбытовой надбавки в размере 648 299 рублей 51 копейки, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В доводах жалобы заявитель указывает: суды неправильно истолковали нормы абзаца одиннадцатого пункта 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 (далее - Правила N 1179); Общество "Оборонэнергосбыт" как гарантирующий поставщик, независимо от присоединения потребителей к электрическим сетям, имеет право на оплату электроэнергии без применения сбытовой надбавки; судами не дана оценка рекомендациям, изложенным в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 13.07.2011 N СН-5575/14.
Представитель Общества "Красноярскэнергосбыт" в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, просит отказать в её удовлетворении, а судебные акты оставить без изменения.
В Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа 09.04.2014 от Общества "Оборонэнергосбыт" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва Федеральной службы по тарифам по делу N А40-72793/13.
В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции, исходя из предоставленных ему полномочий, не вправе принимать новые доказательства по делу и давать им оценку.
Таким образом, ходатайство Общества "Оборонэнергосбыт" о приобщении к материалам дела указанного документа не подлежит удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р Общество "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Статус гарантирующего поставщика на территории Красноярского края присвоен ответчику Приказом Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 03.08.2011 N 05-24, в соответствии с которым границами зоны деятельности гарантирующего поставщика - Общества "Оборонэнергосбыт" на территории Красноярского края определены границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Общество "Красноярскэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Красноярского края, в период с 01.06.2012 по 31.12.2012 осуществляло энергоснабжение объектов Общества "Оборонэнергосбыт", расположенных на территории Красноярского края. Договор энергоснабжения между сторонами не заключён в связи с возникшими разногласиями.
Истец, ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате поставленной электрической энергии в размере 40 410 467 рублей 65 копеек, обратился в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности в размере 35 433 163 рублей 98 копеек, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (далее - Указ N 1359), пунктом 2 Правил N 1179, пунктом 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Приказом Министерства промышленности и энергетики Красноярского края от 03.08.2011 N 05-24, исходил из доказанности факта несвоевременной оплаты электрической энергии, поставленной истцом в течение спорного периода на объекты Общества "Оборонэнергосбыт" и правомерности применения Обществом "Красноярскэнергосбыт" при расчёте стоимости электрической энергии сбытовой надбавки.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и применённым нормам права.
В рамках настоящей кассационной жалобы Общество "Оборонэнергосбыт" обжалует принятые судебные акты в части удовлетворения исковых требований о взыскании суммы сбытовой надбавки в размере 648 299 рублей 51 копейки, поэтому в силу части 1 статьи 286 АПК РФ законность решения кассационным судом проверяется только в указанной части.
Согласно статье 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежит сбытовая надбавка только для гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике утверждены Правила N 1179, которые устанавливают порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 2 Правил N 1179 установлено право гарантирующих поставщиков на собственную сбытовую надбавку. Абзацем одиннадцатым этого же пункта 2 Правил N 1179, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определены особенности применения сбытовой надбавки в отношении объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а именно: "До 01 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учёта своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объёмам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что применение нерегулируемых цен без сбытовой надбавки поставлено в зависимость от такого признака, как технологическое присоединение всех точек поставки ответчика (и относящихся к объектам Министерства обороны Российской Федерации и других потребителей) к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа N 1359 (такой сетевой организацией является общество "Оборонэнерго").
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и схемы электроснабжения к ним, суды верно установили, что Общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляет фактическое энергоснабжение части потребителей Общества "Оборонэнергосбыт" в связи с чем вправе применить свою надбавку.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о том, что Общество "Оборонэнергосбыт" как гарантирующий поставщик, независимо от присоединения потребителей к электрическим сетям, имеет право на оплату электроэнергии без применения сбытовой надбавки свидетельствуют об ином толковании заявителем норм закона.
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что объекты энергоснабжения, в отношении которых истец применил сбытовую надбавку, имеют признаки, перечисленные в пункте 2 Правил N 1179 (наличие технологического присоединения к электрическим сетям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации).
Ссылка Общества "Оборонэнергосбыт" на информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 13.07.2011 N СН-5575/14 является несостоятельной, поскольку в нём (письме) изложено описание границ зоны деятельности гарантирующего поставщика Общества "Оборонэнергосбыт". При этом стоит отметить, что в данном письме указано на привязку потребителей к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Все обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, имеющиеся в деле доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 23.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6991/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Правил N 1179 установлено право гарантирующих поставщиков на собственную сбытовую надбавку. Абзацем одиннадцатым этого же пункта 2 Правил N 1179, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определены особенности применения сбытовой надбавки в отношении объектов, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а именно: "До 01 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учёта своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объёмам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что применение нерегулируемых цен без сбытовой надбавки поставлено в зависимость от такого признака, как технологическое присоединение всех точек поставки ответчика (и относящихся к объектам Министерства обороны Российской Федерации и других потребителей) к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа N 1359 (такой сетевой организацией является общество "Оборонэнерго")."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2014 г. N Ф04-2673/14 по делу N А45-5732/2013