г. Тюмень |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А75-6715/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 01.10.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 24.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер А.Н.) по делу N А75-6715/2013 заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107144, город Москва, улица Новая Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 33, ИИН 8601024177, ОГРН 1048600008951) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, административный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 16.07.2013 N 48 (далее - постановление N 48), которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2013, оставленным без изменения постановлением от 27.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное обществом требование удовлетворено, постановление N 48 признано незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на нарушение судом норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, применение в данном случае части 2 статьи 4.4 КоАП РФ неправомерно.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения ОАО "РЖД" предписаний от 04.06.2011 N 44/1/1, от 09.09.2011 N 59/1/1, от 09.09.2011 N 62/1/1 на объекте - здание милиции Сургутской дистанции гражданских сооружений дирекции инфраструктуры Свердловской железной дороги по адресу: город Сургут, улица Привокзальная, 17.
В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: нарушения статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требований пунктов 4, 14, таб. 1 п/п. 9 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", пунктов 4.1, 5.1, таб. 2 п/п. 15 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; пунктов 6.26, 6.27, 6.18, 6.25, 6.31, 6.16, 6.9 СНиП 21-01-07* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
По результатам проверки составлен акт от 16.07.2012 N 78, протокол об административном правонарушении от 25.07.2012 N 53 и вынесено постановление от 26.07.2012 N 53 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о повторном привлечении общества к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт административную ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением при проведении одной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, несоблюдение которых образуют состав административных правонарушений предусмотренных частями 2, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
По факту указанных нарушений требований пожарной безопасности Управлением составлено 4 протокола об административном правонарушении и вынесены 4 постановления о назначении административного наказания: постановление от 15.07.2013 N 47 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.; постановление от 16.07.2013 N 48 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.; постановление от 16.07.2013 N 49 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.; постановление от 15.07.2013 N 50 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, арбитражные суды установили, что факт существования выявленных нарушений подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, определяющей особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Поскольку совершенные обществом правонарушения, охватываются одним противоправным бездействием, содержащим составы разных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями частям 2, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о необходимости применения положений части 2 статьи 20.4 КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что постановление Управления от 15.07.2013 N 47 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, являлось предметом судебной проверки при рассмотрении дела N А75-6714/2013 и, вступившим в законную силу решением суда от 30.10.2013 признано законным.
При таких обстоятельствах арбитражные суды обоснованно признали незаконным и отменили постановление N 48 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Довод, кассационной жалобы о неправомерном применение судом апелляционной инстанции части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, является несостоятельным и противоречит указанным нормам права.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения как законные и обоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.10.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу по делу N А75-6715/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Поскольку совершенные обществом правонарушения, охватываются одним противоправным бездействием, содержащим составы разных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями частям 2, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о необходимости применения положений части 2 статьи 20.4 КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что постановление Управления от 15.07.2013 N 47 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, являлось предметом судебной проверки при рассмотрении дела N А75-6714/2013 и, вступившим в законную силу решением суда от 30.10.2013 признано законным.
...
Довод, кассационной жалобы о неправомерном применение судом апелляционной инстанции части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, является несостоятельным и противоречит указанным нормам права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2014 г. N Ф04-2949/14 по делу N А75-6715/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2949/14
24.01.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10026/13
01.10.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6715/13