г. Тюмень |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А27-8921/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" на решение от 26.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 06.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-8921/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" (654029, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Вокзальная, 12, ИНН 4216003724, ОГРН 1024201752057) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании постановлений о назначении административного наказания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новокузнецкий хладокомбинат" (далее - ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконными постановлений от 13.06.2013 N АТВЗН-245 и от 21.06.2013 N АТВЗН-245/2.
Решением от 26.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, судами неправомерно не применена часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" управлением было установлено нарушение обществом условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 07.06.2013 N АТВЗН-245, составлены протокол N АТВЗН-245 по факту нарушения обществом условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, протокол N АТВЗН-245/2 по факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, возбужденных на основании указанных протоколов, административным органом в отношении ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" вынесены:
- постановление о назначении административного наказания от 13.06.2013 N АТВЗН-245 по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 30 000 руб.;
- постановление о назначении административного наказания от 21.06.2013 N АТВЗН-245/2 по статье 8.2 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества составов вменяемых административных правонарушений и отсутствия нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Кроме того, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и фактических обстоятельств дела.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Установив в ходе проверки несоблюдение обществом положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в отсутствие доказательств принятия всех возможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений требований законодательства, административный орган правомерно признал общество виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
При этом судами обоснованно отклонена ссылка общества на необходимость применения в данном случае положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Так, в рамках проведения плановой проверки в отношении ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" было выявлено два самостоятельных административных правонарушения, совершенных в результате нескольких разных противоправных действий общества.
Действия (бездействия) ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" образуют разные составы административных правонарушений: за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (часть 2 статьи 8.21 КоАП РФ); за не соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (статья 8.2 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Соответственно, основным признаком определения назначения административных наказаний за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена двумя и более частями статей, является совершение одного действия (бездействия), образованного сходными фактическими обстоятельствами, направленность на один предмет правонарушения (объект).
Вменяемые обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Кроме того, оспариваемые постановления вынесены в разное время разными должностными лицами управления.
Нарушений порядка привлечения ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" к административной ответственности судами не выявлено.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильным применением норм материального права и норм процессуального права, оснований для их отмены нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8921/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (пункт 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
...
Вменяемые обществу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия) как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. Кроме того, оспариваемые постановления вынесены в разное время разными должностными лицами управления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2014 г. N Ф04-3165/14 по делу N А27-8921/2013