г. Тюмень |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А03-22250/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича на решение от 17.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-22250/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Андреева Андрея Алексеевича к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края (656056, город Барнаул, улица Пролетарская, 61, ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231) об оспаривании бездействия.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Андреев Андрей Алексеевич (далее - предприниматель, ИП Андреев А.А.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - управление), являющемуся правопреемником Управления лесами Алтайского края (далее - Управление лесами), об оспаривании бездействия по не передаче сведений о формировании лесного участка в Залесовском лесничестве общей площадью 96 518 га, в отношении которого предприниматель 26.05.2009 признан победителем аукциона, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра).
Решением от 17.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ИП Андреев А.А., ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов содержащихся в решении от 17.02.2014 и постановлении от 22.05.2014, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению предпринимателя, неисполнение Управлением лесами возложенной на него частью 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) обязанности по передаче сведений о формировании лесного участка, передаваемого в аренду, в Управление Росреестра свидетельствует о невозможности проведения последним в силу пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственной регистрации договора аренды данного участка.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и дополнениях к ней, отзыве управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 26.05.2009 Управлением лесами проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов в Залесовском лесничестве, по результатам которого ИП Андреев А.А. стал победителем по аукционной единице (лоту) N 1 - лесному участку площадью 96 518 га, расположенному в Залесовском лесничестве. С предпринимателем как победителем аукциона в тот же день подписан протокол о результатах аукциона.
Полагая, что бездействие Управления лесами, выразившееся в непредставлении в Управление Росреестра сведений о лесном участке как объекте недвижимости, в отношении которого был проведен аукцион, препятствует государственной регистрации договора аренды данного участка, ИП Андреев А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого бездействия управления незаконным.
Вывод арбитражных судов является правомерным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), в то время как обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом, действиями (бездействием) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт, действия (бездействие).
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют, в том числе и такие полномочия в области лесных отношений, как предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов.
На основании статьи 74 ЛК РФ, пункта 21 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 и действовавших в рассматриваемый период, пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 12 Закона о регистрации, договор аренды лесного участка, заключаемый на срок более года, подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о государственной регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 15 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) установлено, что орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений о лесах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных природных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 15 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 и действовавшего до 13.02.2014, суды правомерно указали, что в документах, подлежащих представлению в орган кадастрового учета, обязательно должны содержаться сведения о кадастровом номере, присвоенном этому земельному участку.
Поскольку на момент рассмотрения дела спорный лесной участок на кадастровый учет поставлен не был, соответственно, кадастровый номер ему не присваивался, что не отрицалось предпринимателем, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления объективной возможности выполнить предусмотренную пунктом 7 статьи 15 Закона о кадастре обязанность по представлению документов ввиду отсутствия последних.
Отклоняя доводы ИП Андреева А.А. о невозможности проведения государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающими до 01.01.2015 распоряжение лесными участками без осуществления их кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка, в котором в графической и текстовой форме воспроизводятся сведения, подтверждающие существование такого участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ, и проведение его государственного учета.
Аналогичное правило установлено статьей 4.4 названного Закона для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, государственный кадастровый учет которых в составе земель лесного фонда не осуществлялся.
Таким образом, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями ЛК РФ обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Закона о кадастре не требуется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13).
Арбитражными судами в порядке части 2 статьи 69 АПК РФ обоснованно принято во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным делам N А03-8902/2009, N А03-10377/2009, N А03-15582/2012, N А03-5622/2012, N А03-14000/2012 установлены факт осуществления государственного учета лесного участка, передаваемого по договору аренды, при его выставлении на аукцион, а также принятие Управлением лесами всех необходимых и зависящих от него действий для заключения договора аренды спорного лесного участка и возможности регистрации его в установленном законом порядке, уклонение предпринимателя от подписания договора, а также исполнения судебного акта об обязании заключить договор аренды лесного участка.
С учетом изложенного вывод арбитражных судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования ИП Андреева А.А. является правомерным.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию предпринимателя по делу и свидетельствуют о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.02.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-22250/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на момент рассмотрения дела спорный лесной участок на кадастровый учет поставлен не был, соответственно, кадастровый номер ему не присваивался, что не отрицалось предпринимателем, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления объективной возможности выполнить предусмотренную пунктом 7 статьи 15 Закона о кадастре обязанность по представлению документов ввиду отсутствия последних.
Отклоняя доводы ИП Андреева А.А. о невозможности проведения государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающими до 01.01.2015 распоряжение лесными участками без осуществления их кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка, в котором в графической и текстовой форме воспроизводятся сведения, подтверждающие существование такого участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ, и проведение его государственного учета.
Аналогичное правило установлено статьей 4.4 названного Закона для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, государственный кадастровый учет которых в составе земель лесного фонда не осуществлялся.
Таким образом, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями ЛК РФ обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Закона о кадастре не требуется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2014 г. N Ф04-8912/14 по делу N А03-22250/2013