г. Тюмень |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А70-14067/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Ханты - Мансийского банка Открытого акционерного общества в лице филиала в г. Сургуте на решение от 01.04.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 04.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-14067/2013 по заявлению Ханты - Мансийского банка Открытого акционерного общества в лице филиала в г. Сургуте (643, 628012, 86, город Ханты - Мансийск, улица Мира, 38, ОГРН 1028600001880, ИНН 8601000666) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (643, 625009, 72, город Тюмень, улица Товарное шоссе, 15, ОГРН 1047200670868, ИНН 7204006780) об оспаривании решения.
В заседании приняли участие представители:
от Ханты - Мансийского банка Открытого акционерного общества в лице филиала в г. Сургуте - Питиримова Е.А. по доверенности от 25.03.2014 N 72-06/14-61;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Мадеев С.А. по доверенности от 30.09.2014.
Суд установил:
Ханты-Мансийский банк Открытое акционерное общество в лице филиала в г. Сургуте (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 01.11.2013 N 20908 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014, в удовлетворении требования Банка отказано.
В кассационной жалобе Банк, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что требование налогового органа исполнено Банком надлежащим образом, путем предоставления документов правильного формата, с соблюдением правил электронного документооборота; вина Банка в несвоевременном представлении информации отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против доводов Банка, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
По ходатайству налогового органа суд кассационной инстанции в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 в связи с реорганизацией путем присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией в адрес Банка был направлен запрос об операциях на счете организации (ИП, адвоката, нотариуса) от 16.01.2013 N 368868 в отношении ООО "Снабнефтестрой".
Налоговым органом установлено, что выписка по операциям на счетах ООО "Снабнефтестрой" в установленный законодательством срок (не позднее 22.01.2013) Банком в адрес Инспекции не представлена, о чем составлен акт от 05.08.2013 N 25914 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта и письменных возражений Банка Инспекцией вынесено решение от 01.11.2013 N 20908, которым Банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения банка в Арбитражный суд Тюменской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 76, 86, 107, 108, 135.1, 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/250@, положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" (далее - Положение о порядке направления поручения), Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (далее - Регламент), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о несоответствии файла, содержащего истребованную Инспекцией информацию, требованиям технического контроля; на дату составления акта от 05.08.2013 запрашиваемые выписки Банком не представлены, при этом заявителем не предпринято каких-либо действий по установлению причин отказа в принятии файла и повторном его направлении, поэтому у налогового органа имелись основания для привлечения Банка к налоговой ответственности.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии со статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление банком справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок представления документов).
Подпунктом 5 пункта 4 Порядка представления документов предусмотрено, что положения такого порядка применяются при представлении банками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи информации по запросам налоговых органов, в частности, выписок по операциям на счетах организаций.
Пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 Положения о порядке направления поручения предусмотрено, что сведения направляются в электронном виде, с Банком России заключается соответствующее соглашение; определены лица, через которые осуществляется направление соответствующих сведений; предусмотрено заключение между налоговым органом и уполномоченным подразделением Банка России двустороннего регламента, применение средств криптографической защиты информации, принятых к использованию в Банке России, шифрование, коды аутентификации.
Согласно главе 1 Положения о порядке направления поручения направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется через:
- Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИФНС России по ЦОД);
- подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде, а также по передаче МИФНС России по ЦОД сведений в электронном виде (далее - уполномоченное подразделение Банка России);
- территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ Банка России).
Направление в банки (филиалы банков) и учреждения Банка России поручений и решений налогового органа, направление банками (филиалами банков) и учреждениями Банка России сведений в электронном виде осуществляется путем обмена электронными сообщениями и (или) пакетами (группами) электронных сообщений.
Для защиты сообщений от несанкционированного доступа используется шифрование, для подтверждения подлинности и контроля целостности сообщений используются коды аутентификации (далее - КА).
При приеме сообщений уполномоченным подразделением Банка России от МИФНС России по ЦОД, а также при приеме сообщений ТУ Банка России от банка (филиала банка) проводится проверка КА сообщения.
После завершения проверки КА сообщения уполномоченное подразделение Банка России направляет в МИФНС России по ЦОД, а ТУ Банка России направляет банку (филиалу банка) сообщение, содержащее извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки КА сообщения.
Регламентом взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (версия 1.1._25.10.2011) разработан порядок обработки документов.
Пунктом 4 Регламента взаимодействия налоговых органов, организаций Банка России и банков при направлении в банк, учреждение Банка России электронных документов (далее - Регламент) предусмотрено направление в налоговый орган электронного документа, сформированного банком (филиалом банка), учреждением Банка России.
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента Банк (филиал банка), учреждение Банка России после исполнения электронного документа (решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, запроса налогового органа), а также после исполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, поступившего на бумажном носителе, формирует соответствующий электронный документ банка (филиала банка), учреждения Банка России (справку об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены, справку о наличии счетов в банке, выписку по операциям на счете). Банк (филиал банка) преобразовывает указанный электронный документ банка (филиала банка) в зашифрованный файл, который включается в состав архивного файла и направляет в ТУ Банка России в порядке, изложенном в пункте 3 Регламента, для последующей передачи через уполномоченное подразделение Банка России, МИ ФНС России по ЦОД в налоговый орган.
Судами установлены следующие обстоятельства:
- в Банк 16.01.2013 в составе архивного файла ZNO17144851_720420130116_368868.txt направлен запрос Инспекции о предоставлении сведений об операциях по счетам организации;
- принятый документ был получен и обработан Банком, что следует из содержания подтверждения в получении электронного документа от 17.01.2013, полученного налоговым органом 18.01.2013, и не оспаривается подателем кассационной жалобы;
- истребованная налоговым органом информация направлена Банком в ГУ Банка России по Тюменской области 17.01.2013 в составе архивного файла AFN_7144851_MIFNS00_20130117_002.arj;
- по утверждению ГУ Банка России по Тюменской области (письмо от 27.12.2013), подтвержденному материалами дела (список архивов, поступивших 17.01.2013), архивный файл, направленный Банком и содержащий испрашиваемую информацию, не был принят к обработке по результатам технического контроля, о чем в адрес филиала Банка было направлено извещение в виде электронного сообщения;
- из письма ГУ Банка России по Тюменской области от 27.12.2013 N 19-3-11/32763 следует, что основанием для непринятия данного файла послужило его несоответствие требованиям технического контроля, о чем 17.01.2013 (то есть в день предоставления файла, содержащего технические ошибки) сформировано и направлено Банку соответствующее извещение, которое получено последним 17.01.2013;
- Банком не предпринято каких-либо действий по установлению причин отказа в принятии файла и по повторному его направлению, а запрошенные Инспекцией выписки поступили в налоговый орган только 03.10.2013. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание письмо ГУ Банка России по Тюменской от 11.10.2013 N 19-3-9-1/25281, направленное в адрес Инспекции в рамках исполнения обязательств, возложенных на Управление Банка России Порядком представления документов, и, учитывая, что доказательств, опровергающих то, что первоначально предоставленный Банком файл имел техническую ошибку, как и доказательств невозможности исполнения запроса Инспекции по объективным, не зависящим от Банка причинам, в материалах дела не имеется, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности квалификации налоговым органом действий Банка по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации и назначении Банку наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Довод подателя жалобы о том, что электронный документ, содержащий отрицательные результаты проверки направленного Банком файла и направленный в адрес последнего Главным Управлением Банка России по Тюменской области, не соответствовал формату, предусмотренному действующим законодательством, был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно отклонен, поскольку применительно к настоящему спору правовое значение имеет факт получения заявителем извещения о непринятии файла к обработке по техническим причинам, который Банком не опровергается.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 по делу N А70-14067/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден Порядок представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок представления документов).
...
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание письмо ГУ Банка России по Тюменской от 11.10.2013 N 19-3-9-1/25281, направленное в адрес Инспекции в рамках исполнения обязательств, возложенных на Управление Банка России Порядком представления документов, и, учитывая, что доказательств, опровергающих то, что первоначально предоставленный Банком файл имел техническую ошибку, как и доказательств невозможности исполнения запроса Инспекции по объективным, не зависящим от Банка причинам, в материалах дела не имеется, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерности квалификации налоговым органом действий Банка по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации и назначении Банку наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2014 г. N Ф04-10395/14 по делу N А70-14067/2013